14 АТОМНАЯ ТЕХНИКА ЗА РУБЕЖОМ, 2006, № 3
ПЕРЕВОДЫ
УДК 621.039.54
ВЫХОД ОСКОЛОЧНЫХ ГАЗОВ ИЗ UO2 ТОПЛИВА ПРИ ВЫГОРАНИИ ДО 45 ГВтсут/т В УСЛОВИЯХ, МОДЕЛИРУЮЩИХ РЕАКТИВНОСТНУЮ АВАРИЮ*
Амая М., Сугияма Т., Фукета Т.
В связи с требованиями экономичности эксплуатации и уменьшения объемов отработавшего топлива во многих странах мира исследуют пути увеличения выгорания топлива в реакторах типа PWR. Изучение процессов разрушения оболочек топлива в условиях, моделирующих реактивностную аварию (Reactivity Initiated Accident — RIA), в экспериментах на реакторе NSRR (Nuclear Safety Research Reactor, Япония) [1], а также в рамках программы CABRI (Франция) [2] выявило серьезные проблемы, связанные с высоким выгоранием ядерного топлива в случае RIA.
Было установлено, что одним из важнейших факторов, влияющих на поведение топливных таблеток в процессе облучения, является выход осколочных газов из топлива. Их влияние особенно усиливается при высоком выгорании топлива, поскольку осколочные газы приводят к росту внутреннего давления в топливном стержне.
Хорошо известно, что радиальный профиль концентрации осколочных газов в топливной таблетке соответствует распределению температуры в таблетке в процессе облучения топлива. Согласно экспериментальным данным, осколочные газы выделяются в основном из зоны топлива с температурой 1200 °С. Кроме того, определено, что при высоком выгорании во внешней области топливной таблетки образуется структура, называемая краевой зоной (rim), содержащая пузырьки осколочного газа под высоким давлением, что может вызывать процесс фрагментации топливных таблеток. Вследствие этого в условиях аварии типа RIA выделение осколочного газа под высоким давлением и фраг-ментирование топливных таблеток могут привести к серьезному разрушению оболочки топлива.
Процесс выхода осколочных газов в условиях штатного облучения топлива хорошо изучен, но в условиях аварии RIA это явление исследовано мало.
В работе [3] приведены результаты сравнительных оценок выхода осколочных газов при выгорании топлива в реакторах BWR в условиях, моделирующих аварию типа RIA, и при облучении этого топлива в штатных условиях. Процесс выхода осколочных газов (от Хе до Кг) был рассмотрен в зависимости от отношения Хе к Кг, которое определяется изменением концентрации Ри по радиусу топливной таблетки, тем не менее радиальное распределение выхода осколочных газов исследовано недостаточно детально.
В настоящей работе сообщается о результатах исследований, проведенных с помощью метода электронной микроскопии (electron probe microanalisis — ЕРМА), образцов, полученных из таблеток топлива, облученного в условиях, моделирующих аварию типа RIA.
Методика исследований образцов Тестовый топливный стержень
Тестовые топливные стержни изготавливали из сегментов стержня, облученного в условиях блока № 3 АЭС Fukushima-Daiichi компании ТЕРСО. Процесс облучения проводили в ходе пяти циклов, с 1984 по 1990 г., при этом использовали ТВС типа Step I [4]. Оболочка топливного стержня была выполнена из рекристаллизо-ванного сплава Zircaloy-2 с защитным барьером из Zr. Технические характеристики топлива и условия испытаний до и в течение импульсного эксперимента приведены в таблице.
Стержень, испытываемый в импульсном эксперименте (обозначение FK-1), изготавливали из пятого сегмента, расположенного в нижней части ТВС, содержащей семь сегментов.
'Сокращенный перевод с английского: Fusion Gas Release in Irradiated U02 Fuel at Burnup of 45 GWd/t during Simulated Reactivity Initiated Accident (RIA) Condition. — Journal of Nuclear Science and Technology, 2004, v. 41, N 10, p. 966—972.
АТОМНАЯ ТЕХНИКА ЗА РУБЕЖОМ, 2006, № 3
15
Рис. 1. Конфигурация тестового топливного стержня FK-1 и результаты измерений параметров при его облучении |
Характеристики топлива, условия и результаты испытаний
Эксперимент |
FK-1 |
Тип топлива |
8x8 BJ (STEP-I) |
Тип оболочки |
Рекристаллизованный |
Zircaloy-2, Zr-барьер |
|
Диаметр оболочки, мм |
12,3 |
Толщина оболочки, мм |
0,86 (Zr-барьер 0,09) |
Плотность топлива |
95% теоретической |
плотности |
|
Обогащение 235U, % |
3,9 |
Давление при заполнении обо- |
0,3 |
лочки гелием, МПа |
|
Число циклов до начала им- |
5 |
пульсного облучения |
|
Локальное выгорание, ГВт-сут/т |
45 |
Внутреннее давление газа после |
0,42 |
цикла испытаний, МПа |
|
Линейное энерговыделение, |
228 |
Вт/см |
|
Фракционный выход осколочно- |
1,5 |
го газа, % |
|
Условия импульсного облучения |
|
и результаты испытаний: |
|
Максимальная энтальпия топли- |
544 |
ва, Дж/г |
|
Внутреннее давление газа в |
1,9 (начальное 0,3) |
стержне, МПа |
|
Фракционный выход осколочно- |
8,2 |
го газа,% |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.