Государственное регулирование в транспортной логистике.
В условиях рыночных отношений в среде организаций и предпринимателей транспортно-экспедиционного профиля наблюдается стремление использовать общественный, по функциональной сути, статус некоторых транспортных предприятий, особенно тех, которые имеют монополистический характер, с целью максимизации собственной выгоды. Это стремление нередко выражается в неприемлемых формах. Чаще всего перевозчики пытаются неадекватно уменьшить собственные производственные издержки, что в результате различных причинно-следственных обстоятельств может привести к чрезмерному увеличению. числа транспортных происшествий. В связи со сказанным и по ряду других причин транспорт всегда в той или иной мере находится под государственным надзором и/или управлением.
Существует много более или менее важных поводов, по которым общество должно и порой даже вынуждено осуществлять контроль над транспортом в целях согласования и регулирования макрологистических и социально-экономических процессов. Отметим основные из них:
1. Функционирование транспортной системы необходимо регулировать в интересах общественной безопасности. Это одно из проявлений государственных обязательств по отношению к своим гражданам.
2. Во многих случаях транспорт выражается через деятельность структур, характеризуемых как естественные монополии. Это обязывает государство проявлять повышенное внимание к определению прав и обязанностей, правил и норм, а также к ряду других аспектов, определяющих состояние и перспективы развития обусловленных "транспортных секторов".
3. Транспорт очень подвержен конкуренции, а конкуренция в этой сфере в отличие от других сфер может не только существенно и быстро снизить качество обслуживания, но и уровень безопасности. Кроме того, конкуренция на транспорте может также повлиять на стабильность экономики как на макро-, так и на микроуровне.
4. Транспорт, как по форме, так и по содержанию представляет собой не статичный, а динамичный фактор, развитие которого требует целенаправленного и комплексного внешнего воздействия.
5. Развиваются новые виды транспорта, которые функционируют параллельно со старыми, что может привести к неэффективным капиталовложениям и снижению уровня обслуживания на устаревшей транспортной сети. В результате, исходя из интересов общества, требуются необходимые дотации, соответствующие ограничительные или поощрительные меры.
6. Совокупные социальные затраты на функционирование транспорта очень велики и подвержены возрастанию, поэтому возникает необходимость осуществлять некоторые формы управления на макроэкономическом уровне с целью поддержания их (затрат) в разумных пределах.
7. В условиях международной социально-экономической и политической интеграции транспорт часто требует международного взаимодействия, что предопределяет необходимость заключать различного рода межгосударственные соглашения. Эти соглашения лучше всего осуществляются на правительственном уровне. Затем, они выражаются в своде норм и правилах, обязательных для всех предприятий каждой страны.
Рассмотрим перечисленные факторы более подробно. Транспорт во многих отношениях представляет собой естественную монополию. Под естественной монополией подразумевается, что данный статус обусловлен самой природой транспортной системы, согласно
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.