Понятие, признаки и виды международных компаний. Количественные и качественные характеристики МНК. Определение индекса ТНК.
Междунар. предпр-предпр,заним. предриним деят-стью, выходящие за рамки одной страны: 1)Международные предприятия; 2)Мультинаци предприятия(МНЕ,МНК); 3)Транснациональные предприятия(ТНК) (собственники из разных стран//собственники из одной страны). Непрерывно растет число микромультисов(малые и средние предприятия)-вынужденная интернационализация. Междунар.компания-предпрю,ведущее все виды деят-сти,предполаг. пересечение гос.границ от экспорта и импорта товаров до полномасштабного пр-ва за рубежом. С организ-правовой точки зрения:
· материнская компания(в родной стране), владеет пакетами акций своих дочерних компаний и опред. политики их интернационализации.
· дочернее предприятие нах-ся в принимающей стране. Матер.компания участвует в управленческом органе(25+1%-блокирующий пакет,40+1%-контрольный пакет).а)договора о кооперации б)договора о стратегических альянсах.
В 99г.-60тыс. МНК и ТНК,0.5 млн.дочерних обществ(по данным ООН)
Признаки:
1. Результат деят-сти-в неск.странах(выручка,з/п)
2. Предпр. оперирует в разнородной страновой среде
3. Имеет организационную форму концерна или корпорации
4. Проводит трансферт активов через границу
5. Нах-ся под воздействием повышенных рисков и конфликтов
6. Должны постоянно приспосабливаться к условиям других стран
7. Должны характериз. min колич.пок-лями присутствия на междунар.рынках.
Качественная типология:
1)Perlmutter разделял междунар.компании по их отношению(ценностям,интересам,лежащим в основе выработки матер.МНК решений) к дочерним комп.
· Этноцентрические компании.Все решения принимаются исходя из интересов материнской компании
· Полицентрические компании.Все стратегические решения приспосабливаются к культуре,ценностям,условиям каждой страны,где действует МНК(Opel,General Motors)
· Региоцентрическая концепция.Матер.компания стремится балансировать свои интересы с интересами дочерних предпр.(Chrysler)
· Геоцентрич. Мнк стремится интегрировать предпр.в разных странах посредством глобального подхода к принятию управленч.решений(McDonald’s)
2)Bartlett/Ghoshal В зависимости от отрасли 4 вида:
· Интернац-ив интерн.отраслях
· Мультинац
· Глобальн
· Транснац-глобально блокированные отрасли
Управление как институтом(совет директоров) как процессом(регул.и контроль) как системой(орг.структура,инф.системы,управл.персоналом)
Индикаторы:
· кол-во филиалов за рубежом
· кол-во стран, в кот действует фирма
· доля экспорта в её объеме
· кол-во иностранных работников
Индекс транснационализации: ИТ=(Зар.выру/Общ.выр.+Зар.активы/Общ.активы+Зар.персонал/Общ.персонал): 3
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.