обменный курс) могут воздействовать на реальные величины (например, реальный ВНП или физические объемы внешней торговли), по крайней мере, в краткосрочном периоде. Макроэкономическая политика, безусловно, может иметь и имеет долгосрочные цели, однако для любого правительства наиболее актуальными являются краткосрочные ориентиры, как правило, не выходящие за «горизонт полномочий» данного правительства. Сегодняшняя реальность такова, что в большинстве случаев правительству необходимо добиваться реальных результатов в достаточно сжатые сроки. Поэтому эффективность макроэкономической политики должна рассматриваться прежде всего в рамках краткосрочного анализа.
Принимая во внимание, что условие внутреннего равновесия (IB) формализуется основным макроэкономическим тождеством, уравнение функции внутреннего равновесия может быть записано в виде:
IB: Y = C(Y - T) + I (i*) + G + XN (r, Y, Y*),
где С— потребление как функция от дохода (Y) за вычетом налогов (T); I — инвестиции как функция от равновесной мировой ставки процента (i*); G— государственные расходы; XN— чистый экспорт как функция от валютного курса (r), дохода в данной стране (Y) и дохода в зарубежных странах (Y*). Модель Свона строится для малой открытой экономики, уровень % в которой зависит от ставок процента на мировых финансовых рынках. Если исходить из упрощающего предложения, что доход в зарубежных странах является величиной заданной, то внутреннее равновесие в представленном выше уравнении (IB) будет определяться только двумя параметрами: государственными расходами и уровнем валютного курса, которые в свою очередь определяют уровень национального дохода. С учетом вышесказанного, в целях достижения внутреннего равновесия правительство в малой открытой экономике может использовать два вида макроэкономической политики — бюджетно-налоговую (изменение уровня государственных расходов G) и валютную (изменение курса национальной валюты r) политику. В этих координатах (G и r)и строится модель Свона. На рис. 12.7 приведен график внутреннего равновесия (IB) для данного уровня дохода. Предположим, что экономика находится в точке А, которая соответствует состоянию «полной занятости», т. е. внутреннего равновесия, однако баланс текущих операций сводится с дефицитом, который должен быть сокращен. Сделать это можно, уменьшив государственные расходы, что приведет к соответствующему уменьшению совокупного спроса и, следовательно, объема импорта. В результате дефицит счета текущих операций сократится, но одновременно снизится национальный доход и, как следствие этого, возникнет неполная занятость.
Экономика из точки А перемещается в точку В. Для того чтобы внутреннее равновесие было восстановлено, необходимо увеличить уровень дохода и занятость. Очевидно, что использовать с этой целью бюджетно-налоговую политику нельзя, поскольку рост занятости в этом случае будет достигнут ценой нового возрастания спроса на импорт и увеличения дефицита счета текущих операций.
Приведенные рассуждения показывают, что существует важная проблема макроэкономического регулирования: если необходимо достичь две цели — внутреннее и внешнее равновесие, то одного сокращения внутренних расходов недостаточно, необходимо использовать, как минимум, два инструмента макроэкономической политики. В общем случае количество инструментов макроэкономической политики
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.