использованием судов-прототипов, то более точные данные по сопротивлению движению судов дает пересчет данных судна-прототипа по методу В. Афанасьева в соответствии с предложенной им Адмиралтейской формулой (1889 г.):
, (1)
Для водоизмещающих транспортных судов с относительно небольшими скоростями затраты мощности на движение определяются в основном сопротивлением трения. Для таких судов допустимо принять значения показателей степени при независимых переменных равными m = 2/3 и n = 3.
Предположение о равенстве величины адмиралтейского коэффициента у судна-прототипа и вновь проектируемого судна допустимо при следующих условиях:
– однотипность судов;
– близость форм обводов корпусов и соотношений главных размерений;
– изменение осадки или водоизмещения не более 10 – 12 %;
– изменение скорости хода в пределах 5 – 8 %.
При отсутствии судна-прототипа следует обратиться к математическим моделям и программным комплексам, построенным на их основе. В табл.1.1 приведены исходные данные для расчета сопротивления движению судна на основе корреляционных зависимостей для результатов систематических испытаний судов: для одновальных судов – по графикам ЛЭП и данным серии 60, а для двухвальных судов по диаграммам ОСТ 5.0181-75.
Содержание табл.1.1 расшифровано в графе Наименование параметра.
Таблица 1.1
Исходные данные для расчета сопротивления движению судна
Значение |
Размерность |
Наименование параметра |
228. |
м |
Длина судна между перпендикулярами |
32.2 |
м |
Ширина на миделе |
11. |
м |
Расчетная осадка на миделе |
0.77 |
– |
Коэффициент общей полноты |
1.27 |
% |
Абсцисса центра величины (% от длины) |
0.95 |
– |
Коэффициент полноты миделя |
8. |
м |
Глубина погружения оси винта |
0.99 |
– |
КПД валопровода |
6. |
м/с |
Начальное значение скорости |
10.5 |
м/с |
Конечное значение скорости |
1. |
м/с |
Шаг варьирования скорости |
1 |
– |
Наличие бульба (0 или 1) |
1 |
– |
Форма кормовых шпангоутов (1-U;0-V) |
1 |
– |
Наличие выкружек (1) или кронштейнов (0) |
1 |
– |
Число валов (1 или 2) |
1 |
– |
Число рулей |
1 |
– |
Коэффициент изменения остаточного сопротивления |
1 |
– |
Выбор типа зависимости буксировочного сопротивления |
–1 |
– |
Признак блокировки ограничений |
В дополнительном пояснении нуждается только ряд параметров: коэффициенты полноты корпуса следует принять по прототипу и при его отсутствии из табл.1.2, в соответствии с [5].
Таблица 1.2
Характеристики корпуса гражданских судов
Тип судна |
Коэффициенты полноты |
||
d |
a |
b |
|
Морские пассажирские суда |
0,50–0,60 |
0,70–0,80 |
0,85–0,96 |
Сухогрузные суда общего назначения большие средние малые |
0,62–0,72 0,65–0,75 0,70–0,75 |
0,80–0,85 0,80–0,85 0,80–0,85 |
0,95–0,98 0,96–0,98 0,96–0,98 |
Суда для навалочных грузов |
0,73–0,80 |
0,78–0,83 |
0,96–0,99 |
Контейнеровозы большие малые |
0,60–0,68 0,65–0,70 |
0,80–0,85 0,82–0,86 |
0,95–0,98 0,97–0,98 |
Суда с горизонтальной грузообработкой большие малые |
0,58–0,65 0,62–0,70 |
0,85–0,88 0,82–0,85 |
0,93–0,95 0,95–0,97 |
Танкеры крупнотоннажные среднетоннажные |
0,75–0,85 0,72–0,78 |
0,83–0,88 0,78–0,86 |
0,98–0,99 0,97–0,99 |
Ледоколы |
0,45–0,55 |
0,75–0,77 |
0,80–0,85 |
Рыбопромысловые суда |
0,50–0,60 |
0,75–0,80 |
0,77–0,85 |
Буксиры морские |
0,45–0,55 |
0,70–0,78 |
0,80–0,90 |
Для обеспечения достоверности расчетов параметры табл.1.1 и их соотношения не должны выходить за пределы следующих ограничений:
– серия 60:
- ЛЭП:
- ОСТ 5.0181–75:
При нарушении ограничений вырабатывается признак IER> 0: 1 – нарушение ограничений серии 60; 2 – нарушение ограничений серии ЛЭП; 3 – нарушение ограничений серии ОСТ 5.0181–75.
После заполнения табл.1.1 она записывается под прежним именем на магнитный диск в директорий, в котором ведется расчет сопротивления движению судна.
Для проведения расчетов следует запустить файл HODKOST.BAT. После отработки задания на экран дисплея и в файл PERT.REZ будет выведена табл.1.3, содержащая искомые результаты расчета сопротивления движению судна, позволяющая построить график буксировочного сопротивления в функции скорости.
Таблица 1.3
Результаты расчета
v, м/с |
R , Н |
NR, кВт |
6 |
492456,719 |
2954,74 |
7 |
737620,375 |
5163,343 |
8 |
1021980,62 |
8175,845 |
9 |
1420914 |
12788,227 |
10 |
1900174,37 |
19001,744 |
Количество движителей определяется в результате сравнительной оптимизации: рассчитывается комплексы с одним, двумя и тремя движителями. Тот ПК, у которого более высокий пропульсивный коэффициент, может быть признан лучшим. В первом приближении, если Dвmax=Dвопт, число движителей можно определить как большее целое от следующего выражения, полученного из условия снижения КПД винта при приближении кавитации:
где E– функция выделения целой части из выражения в скобках; сопт – коэффициент, который по данным В.А. Лесюкова [6] может быть принят равным 0,88 для пассажирских судов с винтами Трооста без насадок; 0,81 для грузовых судов и 0,85 для буксиров-толкачей с винтами в насадках с усеченными лопастями типа Каплана. Для гребных винтов с закругленными лопастями типа Трооста в насадках сопт=0,9 – 0,94. По данным В.Н. Анфимова [3] сопт может быть принят равным 0,85 для не буксирных судов и 0,9 для буксиров-толкачей.
В соответствии с методикой [3] коэффициенты взаимодействия винта и могут быть найдены с использованием следующих аппроксимирующих зависимостей:
- для двухвальных установок при
- для одновальных установок:
при и U-образной корме:
при и V-образной корме:
Таблица 1.4
Исходные данные для автономного расчета винта
№ п/п |
Наименование переменной |
Размерность |
Значение |
1 |
Скорость судна |
уз |
12.000 |
2 |
Сопротивление движению судна |
кН |
199.500 |
3 |
Осадка судна расчетная |
м |
7.000 |
4 |
Коэффициент общей полноты корпуса |
– |
0.700 |
5 |
Отношение Dв/TSU |
– |
0.720 |
6 |
Частота вращения винта (0 – аппроксимация) |
об/мин |
0.000 |
7 |
Плотность забортной воды |
т/м3 |
1.025 |
8 |
Число валопроводов на судне |
– |
1 |
Для КПД hв винта в свободной воде предложена зависимость в функции от коэффициента нагрузки по упору CTA = 8KT/plp2:
что позволяет найти значение пропульсивного коэффициента hпр:
(1)
В табл.1.4 приведены исходные данные для расчета гребного винта в соответствии с изложенной методикой. В дополнительных пояснениях нуждаются лишь п.5 и 6 этой таблицы. В п.5 задан диаметр гребного винта Dв в долях от расчетной осадки судна кормой Tк:
Для морских судов по данным А.Ш. Ачкинадзе для одновальных установок и 0,6 – 0,65 для двухвальных. Для судов речного и смешанного плавания принимается по результатам исследований Б.А. Лесюкова.
Таблица 1.4
Оптимальные значения туннельности винтов
Тип судна |
Характеристики |
Оптимальные значения |
Буксиры - толкачи |
Класса «М» и «О» |
0,8 – 1 |
Буксиры - толкачи |
Класса «Р» и «Л» |
0,95 – 1,2 |
Грузовые теплоходы |
B/T 5 |
0,5 – 0,65 |
Грузовые теплоходы |
B/T > 5,5 |
0,7 – 0,85 |
Пассажирские суда |
B/T < 6 |
0,65 – 0,75 |
Пассажирские суда |
B/T > 7 |
0,8 – 1,2 |
Между тремя параметрами винта – его диаметром Dв частотой nв и упором P= существует функциональная зависимость [3, 6]:
(2)
Значение Kзависит от величины пропульсивного коэффициента (1). По данным Л.С. Артюшкова при hпр=0,62 коэффициент K=11,8.
Винт, характеристики которого соответствуют соотношению (2), работает при оптимальной относительной поступи. В случае, если это также винт наибольшего допустимого по условиям осадки диаметра, то это полностью оптимальный винт.
Частота винта, взаимодействующего с малооборотным ДВС равняется частоте последнего и обычно больше оптимальной, соответствующей диаметру винта. При расчете дизельной установки с СОД применяется винт наибольшего диаметра, так как его согласовывает с двигателем передача с выбираемым передаточным отношением. Если в п.6 табл.1.3 будет задана частота nв= 0.0, то искомая частота будет найдена из аппроксимации Л.С.Артюшкова. Коэффициент К в зависимости (2) уточняется в итерациях после определения hпр.
В табл. 1.4 приведен результат работы модели расчета винта с данными из табл.1.3. Здесь также приведены идентификаторы переменных в аппроксимирующих зависимостях для КПД винта
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.