целей и задач занятия, что помогает настроить клиентов на рабочую установку и сосредоточить внимание на необходимых моментах; основная часть включает в себя проведение и апробацию методик, подготовку к реализации тестов, проведение индивидуальных бесед, консультаций и тренингов, обработка результатов занятий, беседы, лекционные формы занятий, закрепление полученных знаний и навыков, подведение итогов занятий, использование методов рефлексии.
Занятия длятся от 1 часа до 30 минут в зависимости от формы занятий и методов, применяемых в течении занятия.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, при использовании индивидуальных форм работы дополнительное занятие 1 раз в неделю. Занятия проходят по понедельникам, индивидуальные консультации по пятницам.
ЭТАПЫ ПРОГРАММЫ
1. «Начнем с начала» - выявление особенностей проблемы взаимодействия с начальством, составление плана работ по проблеме;
2. «Измени в себе» - основная часть работы с клиентами;
3. «Достигнув результата» - итоги проведения занятий, выводы по проблеме.
РАБОЧИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№ п/п |
Мероприятия или содержание занятий |
Задачи |
Дата |
Кол-во часов (время) |
Ответственные |
Ресурсы |
Диагностические процедуры |
Сотрудничество |
1 |
Знакомство с группой, игры на знакомство |
- изучить степень запущенности проблемы - познакомиться с коллективом клиентов -провести игры на знакомство |
28.11.11 |
40 мин |
психолог |
- |
Беседа, наблюдение, игры |
- |
2 |
Индивидуальные беседы с отдельными клиентами |
- изучить «запущенных» клиентов - подобрать индивидульно-направленные методики и упражнения |
(2.12.11) |
3 занятия по 20 мин |
психолог |
- |
беседа |
- |
3 |
Провести методики «Групповые роли», «Изучение психологического климата группы» |
- организовать проведение методик - выявить результаты и причины возникновения конфликтов - изучить состояние группы |
5.12.11 |
30 мин |
психолог |
- |
Апробация методик |
- |
4 |
Индивидуальные беседы с отдельными клиентами |
- изучить «запущенных» клиентов - подобрать индивидульно-направленные методики и упражнения |
(9.12.11) |
3 занятия по 20 мин |
психолог |
- |
беседа |
- |
5 |
Итоги исследования, лекция мед. работника |
- сообщить результаты проводимых исследований и тестов - проведение лекции мед. работником о последствиях неврозов |
12.12.11 |
40 мин |
Психолог |
- |
Беседа, лекция |
Медицинский работник |
6 |
Индивидуальные беседы с отдельными клиентами |
- изучить «запущенных» клиентов - подобрать индивидульно-направленные методики и упражнения |
(16.12.11) |
3 занятия по 20 мин |
психолог |
- |
Беседа |
- |
7 |
Проведение методик «Лидер», «Тип коммуникабельности», «Ценностно-ориентированное единство группы» |
-провести обозначенные методики - обработать полученные результаты - выявить причину проблемы |
19.12.11 |
40 мин |
психолог |
- |
Апробация методик |
- |
8 |
Определение способов регулирования конфликтов |
- подобрать материал по проблеме - определить способы регулирования конфликтов с начальством в соответствии с характером клиентов |
26.12.11 |
30 мин |
Члены группы, психолог |
- |
Апробация методик, наблюдение, рекомендации |
- |
9 |
Личный опыт |
- подготовить аудиторию для диалогового повествования - выслушать опыт клиентов |
9.01.12 |
30 мин |
Клиент группы, психолог |
- |
Беседа |
- |
10 |
Погружение в проблему зеркально |
- подготовить группу для полного погружения в проблему - постановка и действия клиентов на месте руководителя - выход из погружения |
16.01.12 |
50 мин |
психолог |
- |
Методика погружение |
- |
11 |
Ваш уровень конфликтности |
-определение уровня конфликтности группы - рекомендации по ее снижению |
23.01.12 |
30 мин |
психолог |
- |
Апробация методики, беседа по рекомендациям |
- |
12 |
Потребность в перестройке |
- выявить возможности изменения клиентов - определить необходимость потребности - определить последовательность и методы перестройки |
30.01.12 |
40 мин |
психолог |
- |
Наблюдение, беседа |
- |
13 |
Воспитай начальника в себе |
- постановка зеркальных проблем - выявление их появления |
6.02.12 |
30 мин |
психолог |
- |
Беседа, наблюдение |
- |
14 |
Эффективность лидерства |
-показать сложности управления -постановка вопросов для размышления клиентам |
13.02.12 |
30 мин |
Психолог, клиенты |
- |
диалог |
- |
15 |
«Выбор в действии» |
-предоставить возможность нового выбора деятельности - показ + и – в ней |
20.02.12 |
30 мин |
психолог |
- |
Карты профессионального выбора |
- |
16 |
Разрешение проблем и конфликтов |
- причины их возникновения - избежание проблем -решение конфликтов |
27.02.12 |
30 мин |
психолог |
- |
беседа |
- |
17 |
Действительно ли это было? |
- анализ отношений с начальством - причины - действительно ли это так, взгляд со стороны коллектива |
5.03.12 |
30 мин |
психолог |
- |
Обсуждение проблем |
- |
18 |
Избежание появления новых проблем |
- работа по группам клиентов по вопросам решения проблем - выводы об избежание новых конфликтов - составление памятнки |
12.03.12 |
30 мин |
психолог |
- |
Групповая работа |
- |
19 |
Индивидуальные беседы с отдельными клиентами |
- изучить «запущенных» клиентов - подобрать индивидульно-направленные методики и упражнения |
(16.03.12) |
3 занятия по 20 мин |
психолог |
- |
беседа |
- |
20 |
Итоги проведения программы |
- подведение итогов деятельности на протяжении занятий |
19.03.12 |
30 мин |
психолог |
- |
Методы рефлексии |
- |
21 |
Рефлексия |
- применение рефлексии для выхода из глубины изучаемого вопроса |
26.03.12 |
30 мин |
психолог |
- |
Методы рефлексии |
- |
22 |
Рефлексия |
- применение рефлексии для возврата в прежние контакты с новым отношением к проблеме |
2.04.12 |
30 мин |
психолог |
- |
Методы рефлексии |
- |
23 |
Оценка необходимости участия в реализации программы клиентами |
-что удалось - что было сложным - чего не удалось достичь - к чему пришли в итоге |
9.04.12 |
20 мин |
Все участники программы |
- |
Диалог, беседа, заполнение итоговых карт |
- |
РЕСУРСЫ
Для продуктивного и результативного прохождения программы на группу необходимо:
- наличие постоянного рабочего кабинета с мебелью
- наличие круглого стола для проведения методик
- канцелярские принадлежности на каждого клиента
- обеспечение раздаточным материалом
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Программа разработана и рассчитана на эффективное воздействие на группу клиентов, имеющих проблемы с начальством. Так как данная система работы направлена на целевую группу и соответствует их запросам и целям воздействия, адаптирована в аудитории, направлена на перевод знаний и умений от психолога и других специалистов на клиентов. Программа стандартизирована, поэтому возможно использование всех тестов и упражнений, предложенных в ней, для работы со всеми членами группы клиентов. Она включает:
Программа надежна, о чем возможно утверждать на основании согласованности результатов, полученных при каждом повторном исследовании и упражнении. Все тесты, опросники и методики, применяемые в данной программе валидны.
Исходя из всего выше указанного, можно сделать вывод, что программа достаточно эффективна при занятии с клиентами, у которых проблемы с начальством.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Введение в психологию труда: Климов Е.А. Учебник для вузов. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 350 с.
2. Введение в психолого-педагогическую деятельность: Успенский В.Б., Чернявская А.П. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.— М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.— 176 с.
3. Зозуля Т. В. Основы социальной и клинической психиатрии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 224 с
4. Методы исследований в психологии: Волков Б.С., Волкова Н.В. Учебно-практическое пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 208 с.
5. Общая психокоррекция: Осипова А.А. Учебное пособие для студентов вузов. — М.: ТЦ Сфера, 2002.— 512с.
6. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 415 с.
СЦЕНАРИЙ РАБОЧЕГО ЗАНЯТИЯ
См. Приложение №1
Приложение №1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР
Г. ПАЛЛАСОВКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПЛАН-КОНСПЕКТ
ЗАНЯТИЯ ПО ПРОГРАММЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ «ПРОБЛЕМЫ С НАЧАЛЬСТВОМ»
ТЕМА : «ПРОВЕДЕНИЕ ПЕРВЫХ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК»
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ:
ГОРЕМЫКИНА ДИАНА АРТУРОВНА
План-конспект.
Тема : « Проведение первых диагностических методик»
Цели: изучить уровень запущенности проблемы на первых этапах работы по программе.
Оборудование: раздаточный материал для проведения двух методик, канцелярские принадлежности для всех клиентов.
Задачи:
- организовать проведение методик;
- выявить результаты и причины возникновения конфликтов;
- изучить состояние группы.
ХОД ЗАНЯТИЯ :
1. Организационный момент .
- добрый день! Я рада видеть вас снова на нашем занятии. Как ваше настроение? Готовы ли вы работать? Чем это обусловлено?
2. Сообщение темы занятия, постановка целей.
- сегодня на занятии мы с вами проведем две методики, это «Групповые роли» и «Изучение психологического климата группы», я думаю вам будет интересно. Выявленные результаты смогут нам с вами о многом сказать, возможно даже намекнуть о причинах конфликтов.
3. Работа по методикам занятия.
- на группу клиентов раздаем материал по первой методике - «Групповые роли», у вас есть 7 минут, чтобы ознакомиться с материалом, а затем можете начинать работу. У кого возникнут вопрос, я на них непременно отвечу.
- сдаем результаты работы и переходим к следующей методике - «Изучение психологического климата группы», работаем по тому
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.