Изучение личности трудного ребенка. Карта прогнозирования девиантного поведения конкретного ученика и классного коллектива, страница 4

Д) краткая характеристика каждой группы: группа ребят преуспевающих в учебной  деятельности – взаимоотношения в группе устойчивые, уважительные, преобладающей ценностью является учеба, отметки, знания, постоянное соперничество в первенстве самого эрудированного, группа достаточно спокойна, адекватна к критике, доброжелательна в отношении к окружающим и педагогам; «отверженные» из-за неуспеваемости – отношения в группе неустойчивы, часто ссорятся, постоянно конфликтуют между собой и с окружающими, основной ценностью являются связи с более старшими школьниками, отношение к неформальным группам, участие в конфликтах и саботажах, группа негативно реагирует на критику педагогов и других взрослых людей, агрессивна к отличникам и другим ребятам; группа «вседозволенности» - взаимоотношения в группе неустойчивые, постоянны ссоры, споры, однако отсутствие драк, постоянно конкуренция на фоне денежного достатка, основной ценностью и основой появления группы являются финансовые средства родителей и их социальный статус в обществе, группа не выносит критики в свой адрес, конфликтна с окружающими сверстниками, однако неприятностей с педагогами избегает, стремятся хорошо учиться и ходить у педагогов в «любимчиках»; группа девочек – группа основана на общих интересах детей одного возраста и пола, общие интересы, кумиры, увлечения, взаимоотношения устойчивы, постоянны, преобладающей ценностью являются общие увлечения и занятия в объединении журналистского мастерства, девочки учатся на хорошо и отлично, к первенству в успеваемости не стремятся, начали обращать внимание на первенство во внешности, что привело к некоторым ссорам, с педагогами в устойчивых и спокойных отношениях, с мальчиками остальных групп в достаточно адекватных и устойчивых взаимоотношениях; группа «футболистов» - отношения в группе устойчивы, долговременны, построены на общем интересе, увлечении и занятии,  преобладающий интерес в данной группе это общее увлечение футболом, поведение адекватное, ребята уравновешены, с педагогами имеют достаточно ровные отношения, но ценностью знания не считают, к ним не стремятся, рассматривают их как приложение.

Е) краткая характеристика лидеров: лидеры микрогрупп класса входят в официальный состав актива класса, отвечают на направления в деятельности классного коллектива.

Ж) количество и краткая характеристика отверженных: в классе одна девочка является отверженной, с ней никто не поддерживает отношений, она в свою очередь держится особняком от всех, с педагогами старается не общаться, не конфликтна, но и на деятельность ее очень трудно сподвигнуть, с поручениями не справляется, прогуливает занятия.

6. Традиции класса: традицией класса является встреча Нового года в классном коллективе, после чего посещение дискотеки, никаких других традиций коллектив не придерживается и не имеет, живет микрогруппами, на общешкольных мероприятиях так же держится «кучками».

7. Характеристика деятельности класса:

А) предпочитаемые виды деятельности в классе: основной вид классной деятельности учебная, класс редко принимает участие в общешкольных мероприятиях, организацией которых в классе занимаются несколько лидеров микрогрупп, некоторые ученики класса состоят в пионерской организации.

Б) мотивы участия школьников в деятельности класса: это владение властью в классном коллективе, умение владеть аудиторией, признание на общешкольную аудиторию, некоторых обязывает классный руководитель или старостат класса.

8. место класса в школе:

А) осознание классом себя единым целым: класс не осознает себя единым целым, микрогруппы держатся особняком, отвечают каждый за себя и вою ответственную деятельность.

Б) характер взаимоотношений класса с другими классными коллективами школы: класс конфликтен с другими коллективами, лишь некоторые его ученики контактируют с пионерской организацией, группа «футболистов» поддерживает отношение с другими ребятами увлекающимися футболом.

9. взаимоотношения педагогов в родителями учащихся: в основной массе родители отстранены от деятельности школы, некоторые не общаются с педагогами и не отвечают на их просьбы, предложения и рекомендации. Хотя небольшая группа родителей (3 человека) достаточно активны и инициативны, но не имеют возможности воздействия на остальной коллектив родителей.

10. особенности проявления девиантного поведения в классе: класс достаточно конфликтен, не идет на контакт с новыми педагогами, у некоторых его представителей заметно выраженные пристрастия к вредным привычкам, часто прогуливают уроки, не поддерживают отношений в семье и с родителями, отстранены от их деятельности.

11. вероятный прогноз: класс достаточно запущен, если не принять меры сейчас, после класс будет потерян как коллектив и как отдельные личности.

12. рекомендации по организации профилактики и коррекционной работе в классе: класс необходимо вовлекать все больше в совместную деятельность при подготовке к общешкольным мероприятиям, выявить лидера в коллективе и создать ему условия для сплочения всего коллектива, включить ребят в деятельность другим школьных объединений, способствующих налаживанию отношений и уменьшению конфликтов. Классному руководителю нужно больше времени уделять коллективу, проводить собрания, усилить заинтересованность родителей в жизни класса и школы в целом.