Принципы регулирования иностранных инвестиций в международной практике

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

получения кредитов и разного рода льгот. Ограничений при переводе из страны прибылей нет. Более того, иностранные инвесторы, осуществляющие капиталовложения в менее развитых (отсталых) районах, поль­зуются субсидиями французского правительства, кредитами на льготных условиях и налоговыми льготами. Субсидии состав­ляют от 15 до 20% размера ввозимого иностранного капитала. Помимо этого, местные власти могут освободить предприятия от уплаты налогов на 5 лет.

Вместе с тем во Франции существуют некоторые ограниче­ния прав иностранцев. Если речь идет о создаваемых пред­приятиях по добыче, переработке или импорту нефти, то ино­странцу запрещается занимать в них руководящие посты.

Кроме валютного во Франции существует специальный контроль, распространяющийся на зарубежные займы, внут­ренние и внешние прямые инвестиции; его методы во многом зависят от требований валютного регулирования. Сделки о прямых инвестициях со странами «Общего рынка» не подпа­дают под такой контроль и осуществляются только на основе


декларации и одобрения со стороны органов валютного кон-троля.

Выпуск займов и акций на рынке Франции, как правило, также должен быть одобрен министерством экономики и фи­нансов. Получение займов за границей отделениями и филиа­лами юридических лиц, находящихся во Франции, обычно требует предварительного разрешения указанного мини­стерства. Надо отметить, что все эти нормы часто меняются в зависимости от валютно-финансового положения страны.

В 1977 г. во Франции принят циркуляр о прямых француз­ских инвестициях за границей и прямых иностранных инвести­циях во Франции, который свидетельствует о том, что Франция стремится избежать чрезмерного влияния иностранного капита­ла. В ст. 122 циркуляра говорится, что французское товарище­ство может считаться находящимся под иностранным контро­лем, даже когда доля иностранного участия очень мала, если это участие сопровождается правом обладателя такой доли на пре­имущественное приобретение части или всех остающихся акций или если последний предоставляет займы либо гарантии, размер которых позволяет думать, что он отвечает за финансирование товарищества, а также если иностранное участие сопровождается передачей патентов, лицензий, заключением коммерческих кон­трактов, контрактов о техническом содействии, в результате чего товарищество оказывается зависимым от иностранного инвесто­ра или его группы.

Иностранная компания, контролируемая другой компанией из стран «Общего рынка», может свободно учредить дочернее предприятие во Франции либо участвовать в капитале француз­ской компании. Прочие иностранные компании также могут создать во Франции дочернее предприятие, однако свободное приобретение французской компании для них ограничено 10 млн. фр. фр. Чтобы приобрести долю участия, превышающую 10 млн. фр. фр , таким инвесторам необходимо иметь разреше­ние. Никакой предварительной декларации от французских компаний, желающих инвестировать за границей, не требуется, если сумма инвестиций не превышает установленного предела.

Перевод капитала между Францией и всеми странами, не входящими в зону французского франка, должен получить одобрение. По общему правилу перевод капитала из Франции резидентами ограничен; в то же время ввоз во Францию капи­тала из иностранных государств свободен. Перевод за границу средств нерезидентов также не ограничен.


Великобритания. Главной особенностью английской поли­тики в отношении иностранного капитала было и остается стремление всемерно содействовать его притоку. Английская политика заключается в том, чтобы поощрять инвестиции не­резидентов. Правительство Великобритании выступает сторон­ником привлечения в страну иностранных прямых инвести­ций, которые сопровождаются ввозом передовой зарубежной технологии и ростом числа, рабочих мест в английской про­мышленности1.

Раньше прямые иностранные инвестиции допускались на основе индивидуального разрешения, которое выдавал Банк Англии. В настоящее время этого не требуется2. В Великобри­тании механизм валютного контроля благоприятствует притоку иностранного капитала. Однако существует строго соблюдае­мое правило, предусматривающее, что иностранные фирмы, создаваемые в целях импорта и реализации на английском рынке продукции, произведенной за пределами «стерлинговой зоны», должны финансироваться исключительно за счет соб­ственных, т е. иностранных, а не за счет заемных, полученных в Великобритании средств (что допускается, например, во Франции). Если создаваемая компания считается важной для экономики Великобритании, то иностранный инвестор (ино­странная компания) может в порядке исключения воспользо­ваться и местными кредитами на развитие предприятия, если получит еще одно специальное разрешение. Подобное разре­шение требуется и для выпуска акций.

Обычно казначейство предоставляет возможность получать иностранным инвесторам кредиты лишь для удовлетворения краткосрочных, текущих нужд, а не на инвестирование. Су­ществуют важные исключения из этого принципа. Нелимити­рованное финансирование в фунтах стерлингов обычно предо­ставляется английским компаниям, в которых иностранное участие менее контрольного пакета акций; если английская компания контролируется иностранцем (компанией) из стран «Общего рынка», но Великобритания имеет особую заинтере-

1 В результате, по оценкам экономистов, 20-25% англнйской промышленности находится под контролем иностранного капитала В частности, одна треть американских инве­стиций, помешенных в Западной Европе, находится в Великобритании В 1980 -1981 гг американские корпорации получнли из-за рубежа 50 млрд. долл прибыли от своих капиталовложений, из них 22 млрд. долл из Западной Европы См Рачков Б Долпар и его доноры//Экономическая газета 1985 №3 С 22

2Exchange arrangements    P 521


сованность в создаваемом объекте. Наиболее жесткие кредит­ные ограничения касаются фирм в сфере обращения, т.е. тор­говых компаний. Однако общего правила нет, практически все зависит от усмотрения властей. Английское правительство га­рантирует иностранным инвесторам право беспрепятственного перевода дивидендов и прибылен (за вычетом налогов), полу­ченных в Великобритании, а также сумм, вырученных от про­дажи собственности.

Английское правительство разработало и применяет для инвесторов систему финансовых льгот, единых для националь-ных и иностранных фирм. Как и во Франции, в первую оче­редь финансовую помощь и различные льготы получают ком­пании, деятельность которых сосредоточена в так называемых районах развития — часть Шотландии и Уэльса, районы Ли­верпуля и Мерсейсайда, а также Северо-Восточной и Юго-Западной Англии.

К факторам, ограничивающим приток иностранного капи­тала, по мнению английских экономистов, относится сущест­вующая система налогообложения и валютных ограничений.

В последние годы в Великобритании наблюдается тенден­ция более дифференцированно подходить к оценке планов расширения вложений отдельными иностранными фирмами и связывать их определенными обязательствами. Поглощение национальных фирм иностранным капиталом рассматривается как нежелательное, и поэтому, когда об этом встает вопрос, выдвигается ряд требований («пакет требований») к погло­щающим фирмам. В частности, приобретение иностранцами контрольного пакета акций иногда оговаривается тем, что большинство мест в правлении компании предоставляется ан­глийским директорам, определенное число акций закрепляется за какой-либо иной компанией, а не той, которая приобретает контрольный пакет. Каких-либо гарантий на случай национа­лизации иностранные фирмы не имеют. В последние годы в Великобритании обращается внимание на необходимость по­вышать конкурентоспособность местных фирм и укреплять их позиции в борьбе с иностранными компаниями. В 1978 г. при­нят закон об экспортных гарантиях и зарубежных инвестициях.

Бельгия. Бельгия расценивается иностранными инвестора­ми как страна с благоприятным режимом.

Ввоз капитала в Бельгию не ограничивается и осу­ществляется по генеральной лицензии с соблюдением правил валютного контроля. Бельго-люксембургский институт валют-


ного контроля, созданный в 1964 г., гарантирует репатриацию капитала и вывоз прибылей по свободному или официальному курсу. На иностранных инвесторов распространяется нацио­нальный режим. Иностранные компании пользуются помощью и содействием государства при инвестировании капитала в экономически отсталые районы, где особенно остра безработи­ца. Помощь государства выражается в финансовых субсидиях, кредитных или налоговых льготах (частичное или полное осво­бождение от налогов на определенный период).

Бельгия заинтересована в сотрудничестве с иностранными компаниями, а также в том, чтобы иностранный инвестор ис­пользовал национальные фирмы в качестве поставщиков и подрядчиков. Для выпуска акций на бельгийском рынке ино­странным компаниям необходимо получить разрешение мини­стерства финансов. Для приобретения нерезидентами акций бельгийских акционерных обществ также требуется разрешение этого министерства.

Иностранный капитал в Бельгии часто приобретает формы дочерних компаний, на 100% принадлежащих иностранным фирмам, главным образом американским.

При вполне благоприятном режиме иностранных инвести­ций в Бельгии иногда устанавливались временные ограничения перевода прибылей от иностранных капиталовложений за гра­ницу (подобные ограничения имели место в 1971 г.).

Италия. В настоящее время в Италии ввоз и вывоз ино­странного капитала осуществляются свободно. Никаких огра­ничений на его репатриацию также не существует.

С 1956 г. в Италии действует закон № 43, установивший в стране благоприятный режим для иностранных инвесторов. Он упростил процедуру получения разрешений на ввоз иностранно­го капитала, закрепил возможность перевода прибылей, отменил ряд имевшихся ограничений. Закон устанавливает дифференци­рованный подход к инвестициям, поощряя производственные. Для получения благоприятного режима иностранный инвестор в своем заявлении должен обосновать их производственный ха­рактер; если такого заявления не поступит, инвестиции автома­тически считаются непроизводственными.

По сравнению с другими западноевропейскими странами сеть иностранных компаний в Италии не так широка. В этой стране   большое   распространение   подучили   смешанные   об­щества с участием иностранного и итальянского капитала. Уч-реждение смешанных обществ со значительным участием ита-


льянского капитала рассматривается как возможность эффек­
тивного контроля за иностранными инвестициями.

26 декабря 1974 г. в Италии принят декрет, несколько сужи­вающий возможности иностранных инвесторов. Согласно декре­ту в сфере морского транспорта и услуг иностранное участие ограничивается 49%, причем непременным участником созда-ваемых в этой сфере предприятий должно быть итальянское общество «Финмаре». «Финмаре» — это государственно-частная финансовая организация в сфере морских услуг. Покупка не­движимости иностранцами осуществляется беспрепятственно.

Из Италии вывоз капитала ограничен. В ряде случаев для помещения итальянского капитала за границей требуется спе­циальное разрешение министерства внешней торговли.

Нидерланды. К началу 70-х годов голландское правитель­ство установило для иностранного капитала очень благоприят­ный режим. Для приобретения доли участия в голландской компании или создания собственного предприятия иностран­цами необходимо получить разрешение министерства эконо­мики Нидерландов и Нидерландского банка. Этот банк выдает генеральную лицензию. Ограничений на репатриацию капита­ла или перевод прибылей нет. Иностранная компания может свободно приобретать недвижимость. Нет никаких ограниче­ний для иностранцев к занятию руководящих постов в созда­ваемых компаниях.

Нередки случаи, когда голландское правительство предо­ставляет иностранным фирмам дополнительные льготы, боль­шие, чем в других странах ЕС. Существуют и льготы на муни­ципальном уровне. По льготным тарифам они снабжаются электроэнергией и т.д. С 1969 г. иностранные компании полу­чили возможность неограниченно использовать местные фи­нансовые средства. Высокий уровень развития банковской си­стемы, устойчивость рынка ссудного капитала, к которому весьма активно прибегают иностранные компании, более вы­годное, чем в других странах, налоговое законодательство соз­дают благоприятный климат для иностранных инвестиций. В 1980 г. в этой стране принят Закон о внешних финансовых отношениях. Нерезиденты могут свободно покупать в Нидер­ландах недвижимость как для личного пользования, так и для помещения капитала.

ФРГ. Иностранные инвестиции в экономике ФРГ зани­мают значительно большее место, чем в экономике других ка­питалистических стран Европы.


В стране для иностранных инвесторов существует один из самых благоприятных режимов. Например, законодательство ФРГ не устанавливает никаких ограничений на ввоз и вывоз иностранного капитала. Они осуществляются свободно, ника­кого разрешения на это не требуется. Нет там и каких-либо норм, ограничивающих участие иностранцев в капитале .созда­ваемых обществ или занятие иностранцами должностей в их руководящих органах.

Иностранец (иностранное общество) может свободно инве­стировать капитал в экономику ФРГ, а также приобретать не­движимость для личных нужд или строительства предприятий. В ФРГ действует большое число предприятий, контролируемых иностранным капиталом, которые широко используют научно-технические достижения материнских компаний, располо­женных за рубежом. 50% всех затрат страны на приобретение патентов и лицензий приходится на филиалы монополий США, удельный вес которых во всех иностранных инвестициях в ФРГ составляет почти 45%.

Направление инвестиций регулируется с помощью системы дифференцированных налогов. Например, до 1965 г. в ФРГ существовал низкий (всего 15%) налог на выплачиваемые при­были и налог в размере 51% — на невыплачиваемые. Поэтому иностранные компании (в основном американские) немедлен­но переводили прибыли из ФРГ в свои страны материнским компаниям. При изменении же системы налогов и воздействии других факторов перевод прибылей становится невыгодным. И те же американские компании вместо денег сейчас вывозят капитал в виде патентов, лицензий систем управления и т.п.

Принцип свободного предпринимательства, который так стремятся сохранить капиталистические государства, с одной стороны, и возрастающая потребность в иностранном капита­ле, усиливающиеся конкуренция и интеграционные процессы в экономике — с другой, заметно влияют на развитие законо­дательства, регулирующего иностранные инвестиции. Чем больше заинтересованность страны в иностранном капитале, тем лояльнее становятся законы. В них устанавливается мень­ше ограничений, больше применяется диспозитивных норм.

*     *     *

Подводя итоги, следует отметить, что развитие законода­тельства, регулирующего иностранные инвестиции в капитали­стических государствах Европы, свидетельствует об общей тен-


денции, направленной на привлечение иностранного капитала. Однако эти государства стремятся не допустить его чрезмерно­го влияния, а тем более контроля над какой-либо отраслью экономики. В соответствии с принципом свободного предпри­нимательства (в Великобритании, ФРГ, Бельгии, Швейцарии) в большинстве стран не предусматривается каких-либо ограни­чений в отношении иностранцев, желающих заниматься хозяй­ственной деятельностью. Лишь немногие страны имеют зако­нодательные нормы, способные в какой-то мере ограничить иностранного участника (Франция, Италия с 1974 г., Финлян­дия с 1978 г.). Единого правила не существует, и имеющиеся ограничения не носят запретительного характера. Чаще всего они сводятся к необходимости получить соответствующее раз­решение. Вместе с тем любое государство обычно имеет в рас­поряжении средство для того, чтобы не допустить в экономику нежелательного инвестора.

Поскольку иностранные инвестиции в государстве-реци­пиенте капитала чаще всего воплощаются в предприятии, а предприятия создаются в конкретной организационно-пра­вовой форме согласно акционерному законодательству прини­мающег

Похожие материалы

Информация о работе