получения кредитов и разного рода льгот. Ограничений при переводе из страны прибылей нет. Более того, иностранные инвесторы, осуществляющие капиталовложения в менее развитых (отсталых) районах, пользуются субсидиями французского правительства, кредитами на льготных условиях и налоговыми льготами. Субсидии составляют от 15 до 20% размера ввозимого иностранного капитала. Помимо этого, местные власти могут освободить предприятия от уплаты налогов на 5 лет.
Вместе с тем во Франции существуют некоторые ограничения прав иностранцев. Если речь идет о создаваемых предприятиях по добыче, переработке или импорту нефти, то иностранцу запрещается занимать в них руководящие посты.
Кроме валютного во Франции существует специальный контроль, распространяющийся на зарубежные займы, внутренние и внешние прямые инвестиции; его методы во многом зависят от требований валютного регулирования. Сделки о прямых инвестициях со странами «Общего рынка» не подпадают под такой контроль и осуществляются только на основе
декларации и одобрения со стороны органов валютного кон-троля.
Выпуск займов и акций на рынке Франции, как правило, также должен быть одобрен министерством экономики и финансов. Получение займов за границей отделениями и филиалами юридических лиц, находящихся во Франции, обычно требует предварительного разрешения указанного министерства. Надо отметить, что все эти нормы часто меняются в зависимости от валютно-финансового положения страны.
В 1977 г. во Франции принят циркуляр о прямых французских инвестициях за границей и прямых иностранных инвестициях во Франции, который свидетельствует о том, что Франция стремится избежать чрезмерного влияния иностранного капитала. В ст. 122 циркуляра говорится, что французское товарищество может считаться находящимся под иностранным контролем, даже когда доля иностранного участия очень мала, если это участие сопровождается правом обладателя такой доли на преимущественное приобретение части или всех остающихся акций или если последний предоставляет займы либо гарантии, размер которых позволяет думать, что он отвечает за финансирование товарищества, а также если иностранное участие сопровождается передачей патентов, лицензий, заключением коммерческих контрактов, контрактов о техническом содействии, в результате чего товарищество оказывается зависимым от иностранного инвестора или его группы.
Иностранная компания, контролируемая другой компанией из стран «Общего рынка», может свободно учредить дочернее предприятие во Франции либо участвовать в капитале французской компании. Прочие иностранные компании также могут создать во Франции дочернее предприятие, однако свободное приобретение французской компании для них ограничено 10 млн. фр. фр. Чтобы приобрести долю участия, превышающую 10 млн. фр. фр , таким инвесторам необходимо иметь разрешение. Никакой предварительной декларации от французских компаний, желающих инвестировать за границей, не требуется, если сумма инвестиций не превышает установленного предела.
Перевод капитала между Францией и всеми странами, не входящими в зону французского франка, должен получить одобрение. По общему правилу перевод капитала из Франции резидентами ограничен; в то же время ввоз во Францию капитала из иностранных государств свободен. Перевод за границу средств нерезидентов также не ограничен.
Великобритания. Главной особенностью английской политики в отношении иностранного капитала было и остается стремление всемерно содействовать его притоку. Английская политика заключается в том, чтобы поощрять инвестиции нерезидентов. Правительство Великобритании выступает сторонником привлечения в страну иностранных прямых инвестиций, которые сопровождаются ввозом передовой зарубежной технологии и ростом числа, рабочих мест в английской промышленности1.
Раньше прямые иностранные инвестиции допускались на основе индивидуального разрешения, которое выдавал Банк Англии. В настоящее время этого не требуется2. В Великобритании механизм валютного контроля благоприятствует притоку иностранного капитала. Однако существует строго соблюдаемое правило, предусматривающее, что иностранные фирмы, создаваемые в целях импорта и реализации на английском рынке продукции, произведенной за пределами «стерлинговой зоны», должны финансироваться исключительно за счет собственных, т е. иностранных, а не за счет заемных, полученных в Великобритании средств (что допускается, например, во Франции). Если создаваемая компания считается важной для экономики Великобритании, то иностранный инвестор (иностранная компания) может в порядке исключения воспользоваться и местными кредитами на развитие предприятия, если получит еще одно специальное разрешение. Подобное разрешение требуется и для выпуска акций.
Обычно казначейство предоставляет возможность получать иностранным инвесторам кредиты лишь для удовлетворения краткосрочных, текущих нужд, а не на инвестирование. Существуют важные исключения из этого принципа. Нелимитированное финансирование в фунтах стерлингов обычно предоставляется английским компаниям, в которых иностранное участие менее контрольного пакета акций; если английская компания контролируется иностранцем (компанией) из стран «Общего рынка», но Великобритания имеет особую заинтере-
1 В результате, по оценкам экономистов, 20-25% англнйской промышленности находится под контролем иностранного капитала В частности, одна треть американских инвестиций, помешенных в Западной Европе, находится в Великобритании В 1980 -1981 гг американские корпорации получнли из-за рубежа 50 млрд. долл прибыли от своих капиталовложений, из них 22 млрд. долл из Западной Европы См Рачков Б Долпар и его доноры//Экономическая газета 1985 №3 С 22
2Exchange arrangements P 521
сованность в создаваемом объекте. Наиболее жесткие кредитные ограничения касаются фирм в сфере обращения, т.е. торговых компаний. Однако общего правила нет, практически все зависит от усмотрения властей. Английское правительство гарантирует иностранным инвесторам право беспрепятственного перевода дивидендов и прибылен (за вычетом налогов), полученных в Великобритании, а также сумм, вырученных от продажи собственности.
Английское правительство разработало и применяет для инвесторов систему финансовых льгот, единых для националь-ных и иностранных фирм. Как и во Франции, в первую очередь финансовую помощь и различные льготы получают компании, деятельность которых сосредоточена в так называемых районах развития — часть Шотландии и Уэльса, районы Ливерпуля и Мерсейсайда, а также Северо-Восточной и Юго-Западной Англии.
К факторам, ограничивающим приток иностранного капитала, по мнению английских экономистов, относится существующая система налогообложения и валютных ограничений.
В последние годы в Великобритании наблюдается тенденция более дифференцированно подходить к оценке планов расширения вложений отдельными иностранными фирмами и связывать их определенными обязательствами. Поглощение национальных фирм иностранным капиталом рассматривается как нежелательное, и поэтому, когда об этом встает вопрос, выдвигается ряд требований («пакет требований») к поглощающим фирмам. В частности, приобретение иностранцами контрольного пакета акций иногда оговаривается тем, что большинство мест в правлении компании предоставляется английским директорам, определенное число акций закрепляется за какой-либо иной компанией, а не той, которая приобретает контрольный пакет. Каких-либо гарантий на случай национализации иностранные фирмы не имеют. В последние годы в Великобритании обращается внимание на необходимость повышать конкурентоспособность местных фирм и укреплять их позиции в борьбе с иностранными компаниями. В 1978 г. принят закон об экспортных гарантиях и зарубежных инвестициях.
Бельгия. Бельгия расценивается иностранными инвесторами как страна с благоприятным режимом.
Ввоз капитала в Бельгию не ограничивается и осуществляется по генеральной лицензии с соблюдением правил валютного контроля. Бельго-люксембургский институт валют-
ного контроля, созданный в 1964 г., гарантирует репатриацию капитала и вывоз прибылей по свободному или официальному курсу. На иностранных инвесторов распространяется национальный режим. Иностранные компании пользуются помощью и содействием государства при инвестировании капитала в экономически отсталые районы, где особенно остра безработица. Помощь государства выражается в финансовых субсидиях, кредитных или налоговых льготах (частичное или полное освобождение от налогов на определенный период).
Бельгия заинтересована в сотрудничестве с иностранными компаниями, а также в том, чтобы иностранный инвестор использовал национальные фирмы в качестве поставщиков и подрядчиков. Для выпуска акций на бельгийском рынке иностранным компаниям необходимо получить разрешение министерства финансов. Для приобретения нерезидентами акций бельгийских акционерных обществ также требуется разрешение этого министерства.
Иностранный капитал в Бельгии часто приобретает формы дочерних компаний, на 100% принадлежащих иностранным фирмам, главным образом американским.
При вполне благоприятном режиме иностранных инвестиций в Бельгии иногда устанавливались временные ограничения перевода прибылей от иностранных капиталовложений за границу (подобные ограничения имели место в 1971 г.).
Италия. В настоящее время в Италии ввоз и вывоз иностранного капитала осуществляются свободно. Никаких ограничений на его репатриацию также не существует.
С 1956 г. в Италии действует закон № 43, установивший в стране благоприятный режим для иностранных инвесторов. Он упростил процедуру получения разрешений на ввоз иностранного капитала, закрепил возможность перевода прибылей, отменил ряд имевшихся ограничений. Закон устанавливает дифференцированный подход к инвестициям, поощряя производственные. Для получения благоприятного режима иностранный инвестор в своем заявлении должен обосновать их производственный характер; если такого заявления не поступит, инвестиции автоматически считаются непроизводственными.
По сравнению с другими западноевропейскими странами сеть иностранных компаний в Италии не так широка. В этой стране большое распространение подучили смешанные общества с участием иностранного и итальянского капитала. Уч-реждение смешанных обществ со значительным участием ита-
льянского
капитала рассматривается как возможность эффек
тивного контроля за иностранными инвестициями.
26 декабря 1974 г. в Италии принят декрет, несколько суживающий возможности иностранных инвесторов. Согласно декрету в сфере морского транспорта и услуг иностранное участие ограничивается 49%, причем непременным участником созда-ваемых в этой сфере предприятий должно быть итальянское общество «Финмаре». «Финмаре» — это государственно-частная финансовая организация в сфере морских услуг. Покупка недвижимости иностранцами осуществляется беспрепятственно.
Из Италии вывоз капитала ограничен. В ряде случаев для помещения итальянского капитала за границей требуется специальное разрешение министерства внешней торговли.
Нидерланды. К началу 70-х годов голландское правительство установило для иностранного капитала очень благоприятный режим. Для приобретения доли участия в голландской компании или создания собственного предприятия иностранцами необходимо получить разрешение министерства экономики Нидерландов и Нидерландского банка. Этот банк выдает генеральную лицензию. Ограничений на репатриацию капитала или перевод прибылей нет. Иностранная компания может свободно приобретать недвижимость. Нет никаких ограничений для иностранцев к занятию руководящих постов в создаваемых компаниях.
Нередки случаи, когда голландское правительство предоставляет иностранным фирмам дополнительные льготы, большие, чем в других странах ЕС. Существуют и льготы на муниципальном уровне. По льготным тарифам они снабжаются электроэнергией и т.д. С 1969 г. иностранные компании получили возможность неограниченно использовать местные финансовые средства. Высокий уровень развития банковской системы, устойчивость рынка ссудного капитала, к которому весьма активно прибегают иностранные компании, более выгодное, чем в других странах, налоговое законодательство создают благоприятный климат для иностранных инвестиций. В 1980 г. в этой стране принят Закон о внешних финансовых отношениях. Нерезиденты могут свободно покупать в Нидерландах недвижимость как для личного пользования, так и для помещения капитала.
ФРГ. Иностранные инвестиции в экономике ФРГ занимают значительно большее место, чем в экономике других капиталистических стран Европы.
В стране для иностранных инвесторов существует один из самых благоприятных режимов. Например, законодательство ФРГ не устанавливает никаких ограничений на ввоз и вывоз иностранного капитала. Они осуществляются свободно, никакого разрешения на это не требуется. Нет там и каких-либо норм, ограничивающих участие иностранцев в капитале .создаваемых обществ или занятие иностранцами должностей в их руководящих органах.
Иностранец (иностранное общество) может свободно инвестировать капитал в экономику ФРГ, а также приобретать недвижимость для личных нужд или строительства предприятий. В ФРГ действует большое число предприятий, контролируемых иностранным капиталом, которые широко используют научно-технические достижения материнских компаний, расположенных за рубежом. 50% всех затрат страны на приобретение патентов и лицензий приходится на филиалы монополий США, удельный вес которых во всех иностранных инвестициях в ФРГ составляет почти 45%.
Направление инвестиций регулируется с помощью системы дифференцированных налогов. Например, до 1965 г. в ФРГ существовал низкий (всего 15%) налог на выплачиваемые прибыли и налог в размере 51% — на невыплачиваемые. Поэтому иностранные компании (в основном американские) немедленно переводили прибыли из ФРГ в свои страны материнским компаниям. При изменении же системы налогов и воздействии других факторов перевод прибылей становится невыгодным. И те же американские компании вместо денег сейчас вывозят капитал в виде патентов, лицензий систем управления и т.п.
Принцип свободного предпринимательства, который так стремятся сохранить капиталистические государства, с одной стороны, и возрастающая потребность в иностранном капитале, усиливающиеся конкуренция и интеграционные процессы в экономике — с другой, заметно влияют на развитие законодательства, регулирующего иностранные инвестиции. Чем больше заинтересованность страны в иностранном капитале, тем лояльнее становятся законы. В них устанавливается меньше ограничений, больше применяется диспозитивных норм.
* * *
Подводя итоги, следует отметить, что развитие законодательства, регулирующего иностранные инвестиции в капиталистических государствах Европы, свидетельствует об общей тен-
денции, направленной на привлечение иностранного капитала. Однако эти государства стремятся не допустить его чрезмерного влияния, а тем более контроля над какой-либо отраслью экономики. В соответствии с принципом свободного предпринимательства (в Великобритании, ФРГ, Бельгии, Швейцарии) в большинстве стран не предусматривается каких-либо ограничений в отношении иностранцев, желающих заниматься хозяйственной деятельностью. Лишь немногие страны имеют законодательные нормы, способные в какой-то мере ограничить иностранного участника (Франция, Италия с 1974 г., Финляндия с 1978 г.). Единого правила не существует, и имеющиеся ограничения не носят запретительного характера. Чаще всего они сводятся к необходимости получить соответствующее разрешение. Вместе с тем любое государство обычно имеет в распоряжении средство для того, чтобы не допустить в экономику нежелательного инвестора.
Поскольку иностранные инвестиции в государстве-реципиенте капитала чаще всего воплощаются в предприятии, а предприятия создаются в конкретной организационно-правовой форме согласно акционерному законодательству принимающег
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.