менее прибыльных предприятий, но эффективно реинвестирующих свою прибыль.
Существуют и другие причины, позволяющие менее сильным и прибыльным фирмам со временем занимать лидирующее положение. Например, вложив свои деньги в более выгодный инвестиционный проект или проведя удачную рекламную компанию, фирма получает результат не сразу, а спустя некоторое время, что не находит отражения в показателе прибыли за текущий период.
Следовательно, прибыль характеризует финансовый результат деятельности предприятия только за определенный интервал времени, и не учитывает потенциальные прибыли или убытки, которые могут реализоваться через некоторое время. Однозначно говорить о том, что полученная прибыль является конечным финансовым результатом, характеризующим эффективность деятельности предприятия, не совсем корректно. Необходимо, по крайней мере, уточнять, что прибыль получена до определенного момента или за определенный промежуток времени.
Следует отметить, что прибыль может и не являться целью предприятия. В литературе по менеджменту достаточно четко определено, что цели предприятий могут быть самыми различными, и определяются они в процессе стратегического планирования, исходя из конкретной экономической ситуации. В качестве целей, кроме максимизации прибыли, могут быть: рост объемов производства (услуг), увеличение оборота, удельный вес предприятия на рынке, поддержание платежеспособности на должном уровне или какие-либо другие цели. Понятно, что одновременное достижение всех этих целей невозможно, так как они не являются комплиментарными. Особенно следует отметить, что максимизация прибыли зачастую является целью, противоположной остальным. Так, увеличение прибыли за счет увеличения цены приведет к уменьшению оборота и потере доли рынка; максимизация прибыли в условиях инфляции приведет к ухудшению финансового состояния. То есть предприятие в конкретный период времени может стремиться к какой-либо цели, принося в жертву часть прибыльности, надеясь в будущем получить суммарно больше. И если эффект от достижения цели будет получен в будущем, а его ценой станет часть прибыли в настоящем, то нельзя говорить, что предприятие в настоящем работает менее эффективно. Ведь данная ситуация возникла только из-за несовпадения отчетной даты с моментом определения конечного экономического эффекта от достижения цели. То есть, в принципе, только по величине прибыли (рентабельности) за определенный период нельзя однозначно судить об эффективности деятельности предприятия.
Для определения степени эффективности деятельности предприятия в отчетном периоде необходимо дополнительно оценивать наработанный, но не реализованный потенциал предприятия. То есть необходимо учитывать возможные результаты от тех мероприятий, капиталовложений или иных действий, которые в отчетном периоде не были завершены, и по которым, соответственно
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.