Таким образом, анализ старчества как культурного феномена выявляет его "космическое значение", сопричастность всей Вселенной, его целостное восприятие мира. Старчество, как явление, принадлежащее миру трансцендентному и раскрывающееся в системе отношений "старец-ученик", можно рассматривать, во-первых, как творчество, "подвиг подлинного самоустроения, художество ваяния и чеканки нашего существа"35, во-вторых, как сотворчество, ведущее к решению индивидуальных и мировых проблем, снятию внутренних и внешних противоречий секуляризованного общества, утверждению гармоничных отношений. Человеческая личность, как "осуществленное подобие Божие"36, становится способной принять на себя ответственность за все события в мире, сформировать чувство взаимной сопричастности. Так в православной традиции решаются проблемы культуры общения, являющейся одним из главных направлений современной гуманитарной науки на фоне глобального кризиса37.
1 Кучмаева И.К. Доклад на конференции "Анализ религиозных систем в конце II тысячелетия".
2 Моль А. Сошюдинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. С. 53.
3 Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. С. 93.
4 Старец Силуан Афонский. М.: Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, 1996. С. 95.
5 Введение к Повести о Петре и Февронии Муромских//Древнерусская литература. М.: Школа-Пресс, 1993,0,201-202.
6 Лествица29;4,2.
7 Добротолюбие. В 5т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. Т.З. С. 258.
8 Лествииа27;^-6,18.
9 Лествица26- 170.
10 Лествица27;13. С. 218.
11 Старец Силуан Афонский. М.: Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, 1996. С. 120.
12 Концевич И.М. Оптина пустынь и ее время. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1970-1995. С. 22.
13 Добротолюбие. В 5т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. Т.З. С. 293.
14 Житие старца Серафима Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника. М., 1994. С. 162-163.
15 Концевич И.М. Оптина пустынь и ее время. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1970-1995. С. 25.
16 Старец Силуан Афонский. М.: Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, 1996. С. 128.
17 Житие и наставления преп. Амвросия старца Оптинского. М.: Русико, 1996. С. 40.
18 Слова Феофана Затворника, цит. по: Концевич И.М. Оптина пустынь и ее время. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1970-1995. С. 20.
19 Лествица, ел. 4,23.
20 Старец Силуан Афонский. М.: Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, 1996. С. 101.
21 Понятие Н. Бердяева "Философия свободы".
22 Евангелие. 11; 27-30.
23 Кругликов В.А. Лекции по феноменологии, читанные в ГАСК в 1999-2000 гг.
24 Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. С. 100.
25 Старец Силуан Афонский. М.: Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, 1996. С. 98-99.
26 По определению Фихте.
21Флоренский П. Столп и Утверждение Истины. В 2т. М.: Правда, 1990.
28 Старец Силуан Афонский. М.: Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, 1996. С. 112.
29 Булгаков С. Героизм и подвижничество. М.: Русская книга, 1992.
30 Вехи. Интеллигенция в России. М.: Молодая Гвардия, 1991.С. 68-69.
31 Вехи. Интеллигенция в России. М.: Молодая Гвардия, 1991. С. 61.
32 Добротолюбие. В 5т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. Т. 2. С. 745.
33 Лодыженский М.В. Сверхсознание. М.: Братство во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, 1998. С. 421.
34 Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII веков. М.: МГУ, 1990. С. 38.
35 Флоренский П. Иконостас: Избранные труды по искусству. СПб.: Мифрил, Русская книга, 1993. С. 21.
36 Там же. С. 28.
37 Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб., 1997. С. 440.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.