треннем единении человека с Богом"32. Путь раджа-йоги является культивированием мысли: посредством специальных физических упражнений достигается максимальная концентрация мысли и воли и развитие психической силы. Такое понимание является противоположностью христианского учения о "помыслах".
- Отношение к эмоциям.
Христианин стремится к очищению эмоций через покаяние и смирение, йог- к их полному уничтожению.
- Взгляды на силу воли и смирение.
Христианин осознает недостаточность своих природных сил. Движение его воли направлено на то, чтобы "не творить волю свою, но исполнять волю Божию". При этом все приобретения души считаются не своими личными, но Божьими дарами. В этом заключается смирение. Йоги же все успехи приписывают своим способностям и усердию, что ведет к постоянному развитию гордыни.
- Отношения к одинаковым духовным состояниям.
Начинающие йоги часто пребывают в состоянии, которое православная аскетика трактует как "прелестное просвещение", являемое в виде "огневых образований". Христианские подвижники к таким состояниям относились с большим опасением, боясь отвлечься от стремления к Богу. "Прелесть" в христианстве воспринимается как ошибка и признак существующей в человеке страсти. Йог же не пытается оградиться от подобных явлений в своем стремлении овладеть миром и оккультными силами.
- Источники чудотворений.
По мнению йогов, чудеса, творимые ими, - результат психической силы, из них самих излучающейся. По мнению христиан, чудо святого старца совершается силой духовной, ему самому не принадлежащей, источником которой является Бог, посылающий святому Свою благодать для победы над физическими законами.
- Молитвенные состояния33.
На основе анализа текстов индуистских молитв из Риг-Вед перечислим некоторые их характерные признаки:
- Чувство страха наказания перед божеством, близкое к ветхозаветному ("от твоего, Варуна, гнева мы уходим посредством молитвы, почитания, жертвы").
- Практически отсутствует чувство раскаяния в грехах.
- Полной противоположностью христианской молитве является отсутствие напоминания о любви к ближнему.
- Индуист не смотрит на Божество как на источник высшей любви.
Ни по одному из этих основополагающих пунктов христианское православное и индуистское духовные руководства не совпадают, а зачастую являются противоположностью друг друга. Таким образом, феномен христианского старчества - это явление, отличное от индуистского учительства и противоположное ему.
Сопоставление старчества с различного рода лидерствами других христианских конфессий позволяет сделать вывод, что старчество - явление уникальное, присущее только православной культуре. Западная аскетика (например, учение Игнатия Лойолы) находится гораздо ближе к мистике индуистской, чем к православной. Католическое и индуистское учения мистикой являются лишь по форме, а по содержанию больше тяготеют к рационализму, так как развивают в человеке в основном "мысленную область". Православная же аскетика развивает дух человека.
Различное развитие мистики католицизма и православия во многом определило возникновение особенностей культур Востока и Запада. Замещение Личности Христа личностью папы привело к подмене понятия "духовности" человеческой "душевностью". Акцент внимания, направленный изначально на область трансцендентного, переместился на человека, вставшего в центре Вселенной, о чем свидетельствует "чувственная" культура Возрождения.
Русская культура, изначально ориентированная на высшие христианские идеалы, принадлежащие "запредельному", шла по пути развития "духовности". С первых времен существования христианства на Руси развивалась философия как особый вид духовного творчества: "Философия понималась и как умение выражать в художественно-пластической форме наиболее важные для человека проблемы его существования; и как практическое служение избранному идеалу; и как совокупность теоретического и практического знания; и как жизнестроителъное учение; и как всеохватывающая мудрость, высшее ценностное содержание всей совокупности знаний о мире и человеке"34. Таким образом, философия получала не только вербальное выражение, но вся символическая культура допетровского периода имела глубокое философское значение. На Руси вся творческая сила философов, поэтов и художников была направлена на духовное самосовершенствование. Поэтому, в частности, Русь порождала великих святых: молитвенников, богословов, иконописцев, которые стремились не к теоретическому познанию Бога, а к "со-бытию", единению с Ним. примером чему являются жизнь и писания святых русских старцев Феодосия Печерского, Сергия Радонежского, Иосифа Волоцкого, Нила Сорского, и, живших позднее Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского, старцев Оптиной пустыни и т.д.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.