Министерство здравоохранения Республики Беларусь
Учреждение образования
«Гомельский государственный медицинский университет»
Кафедра общей и биоорганической химии
Обсуждено на заседании кафедры ___________________
Протокол №_____________________________________
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для проведения занятия со студентами
I курса лечебного факультета по биоорганической химии
Тема № 14: Олиго- и полисахариды
Время: 3 часа
1. УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
Сформировать знания стереохимического строения, таутомерных форм и важнейших свойств дисахаридов, как основу для понимания их метаболических превращений в организме, а также для изучения структурной организации полисахаридов. Сформировать знания принципов строения, структурной организации и основных химических превращений важнейших гомо- и гетерополисахаридов во взаимосвязи их с биологическими функциями.
МОТИВАЦИЯ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ:
Углеводы, или сахара, представляют собой обширный класс природных органических соединений, составляющих основную массу органического вещества нашей планеты. Они служат основным ингредиентом пищи человека и основным источником энергии в метаболических процессах. Некоторые углеводы и их производные используются как лекарственные препараты.
ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ:
а) таутомерия моносахаридов;
б) получение и свойства (гидролиз) гликозидов;
в) конформация альдогексоз;
г) восстанавливающие свойства альдогексоз.
В результате проведения занятия студент должен:
1) знать:
- номенклатуру и классификацию полисахаридов;
- строение, биологическую роль и химические свойства важнешего невосстанавливающего дисахарида сахарозы;
- строение, гидролиз, таутомерные превращения и биологическую роль важнеших восстанавливающих дисахаридов: лактозы, мальтозы, целлобиозы;
- строение, гидролиз и биологическую роль гомополисахарида растительного происхождения целлюлозы (клетчатки);
- строение, гидролиз и биологическую роль гомополисахарида растительного происхождения крахмала; качественную реакцию на крахмал;
- строение, гидролиз и биологическую роль гомополисахарида бактериального происхождения декстрана; его применение в медицине;
- строение, гидролиз и биологическую роль гомополисахарида животного происхождения гликогена;
- строение, гидролиз и биологическую роль гетерополисахарида гиалуроновой кислоты;
- строение, гидролиз и биологическую роль гетерополисахарида хондроитинсульфата;
- строение, гидролиз и биологическую роль гетерополисахарида гепарина; его применение в медицине.
2) уметь:
- составлять структурные формулы важнейших дисахаридов: сахарозы, целлобиозы, мальтозы, лактозы и давать им названия;
- составлять схемы таутомерных превращений восстанавливающих дисахаридов (целлобиозы, мальтозы, лактозы);
- составлять структурные формулы мономерных звеньев важнейших гомополисахаридов (целлюлозы, крахмала, гликогена, декстрана);
- составлять структурные формулы мономерных звеньев важнейших гетерополисахаридов (гиалуроновой кислоты, хондроитинсульфата, гепарина).
2. СВЯЗЬ СО СМЕЖНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ:
Полученные знания о строении, важнейших свойствах и биологической роли дисахаридов, гомо- и гетерополисахаридов необходимы студентам при изучении курсов мед. биологии, биохимии, нормальной физиологии, фармакологии, клинических дисциплин.
3. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ:
3.1 Олигосахариды. Дисахариды, классификация, представители.
3.2 Сахароза, строение и свойства.
3.3 Мальтоза, лактоза, целлобиоза, строение и свойства.
3.4 Гомополисахариды: крахмал, гликоген, декстран, целлюлоза. Строение, биологическая роль.
3.5 Гетерополисахариды: гиалуроновая кислота, хондроитинсульфат, гепарин. Строение и биологическая роль.
4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
Лабораторная работа № 1
ОПЫТ 1. Отсутствие восстанавливающей способности у сахарозы
В пробирку поместите 1 каплю 1% раствора сахарозы и 6 капель 10% раствора натрия гидроксида NaOH. Добавьте для разбавления 5-6 капель воды (высота слоя жидкости 18-20 мм). Прибавьте 1 каплю 2% раствора меди (II) сульфата СuSО4. Образуется прозрачный синий раствор комплексной соли меди (II) с сахарозой. Осторожно нагрейте пробирку над пламенем горелки так, чтобы нагревалась только верхняя часть раствора, а нижняя оставалась без нагревания (для контроля). Нагревайте только до кипения, но не кипятите. Изменения окраски не происходит. Вспомните, что происходит с D-глюкозой в аналогичных условиях.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.