Министерство здравоохранения Республики Беларусь
Учреждение образования
«Гомельский государственный медицинский университет»
Кафедра общей и биоорганической химии
Обсуждено на заседании кафедры ___________________
Протокол №_____________________________________
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для проведения занятия со студентами
I курса лечебного факультета по биоорганической химии
Тема № 16: Пептиды, белки. Строение и свойства
Время: 3 часа
1. УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
Сформировать знания о строении и свойствах пептидов, белков, химических основах структурной организации белковых молекул для дальнейшего изучения биологических функций белков на молекулярном уровне.
Привить знания о строении, свойствах и основах синтеза пептидов и белков. Сформировать навыки выполнения качественных реакций на пептиды и белки.
МОТИВАЦИЯ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ:
Пептиды и белки представляют собой соединения, построенные из остатков α-аминокислот. Условно считают, что пептиды содержат в молекуле до 100, а белки – свыше 100 аминокислотных остатков. В свою очередь, в группе пептидов принято различать олигопептиды, содержащие в цепи не более 10 аминокислотных остатков, и полипептиды, в состав цепи которых входит до 100 аминокислотных остатков. Для макромолекул с числом аминокислотных остатков, приближающимися или немногим превышающим 100, понятия полипептидов и белков практически не разграничиваются и часто являются синонимами.
В настоящее время достигло больших успехов изучение проблемы соотношения структуры и функций белков, механизма их участия в важнейших процессах жизнедеятельности организма, понимании молекулярных основ патогенеза многих болезней.
К числу актуальных проблем современности относится химический синтез белка
ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ:
а) строение и свойства важнейших α-аминокислот;
б) кислотность и основность органических соединений;
в) изоэлектрическое состояние и изоэлектрическая точка белка;
г) водородная связь.
В результате проведения занятия студент должен:
1) знать:
- строение пептидов, электронное и пространственное строение пептидной связи;
- кислотно-основные свойства пептидов, понятие об изоэлектрическом состоянии и изоэлектрической точке;
- гидролиз пептидов и принципы установления аминокислотного состава с помощью современных физико-химических методов. Определение аминокислотной последовательности по Сенгеру и Эдману;
- понятие о стратегии пептидного синтеза;
- понятие о первичной, вторичной, третичной и четвертичной структурах белка;
- понятие о сложных белках; гемоглобин, строение, свойства, значение.
2) уметь:
- составлять структурные формулы трипептидов и давать им названия;
- описывать электронное и пространственное строение пептидной связи;
- определять кислотность среды в растворах трипептидов;
- определять, в какой области рН (кислой, щелочной или нейтральной) находится изоэлектрическая точка трипептида;
- составлять схемы последовательного гидролиза пептидов с целью определения их аминокислотного состава (методы Сенгера и Эдмана); записывать структурные формулы ФТГ-производных α-аминокислот;
- составлять уравнения химических реакций защиты и активации амино- и карбоксильной групп, применяемых при биосинтезе белка;
- описывать стратегию белкового синтеза.
2. СВЯЗЬ СО СМЕЖНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ:
Приобретенные знания о строении и свойствах пептидов, белков, сложных белковых молекул необходимы студентам при изучении курсов медицинской биологии, биохимии, нормальной патологической физиологии, микробиологии, клинических дисциплин.
3. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ:
1. Пептиды. Электронное и пространственное строение пептидной связи.
2. Кислотно-основные свойства пептидов. Изоэлектрическое состояние и изоэлектрическая точка.
3. Гидролиз пептидов и установление аминокислотного состава с помощью современных физико-химических методов. Определение аминокислотной последовательности по Сенгеру и Эдману (фенилизотиоционатный метод).
4. Понятие о стратегии пептидного синтеза.
5. Первичная структура белков. Частичный и полный гидролиз. Понятие о вторичной, третичной и четвертичной структурах.
6. Понятие о сложных белках. Гемоглобин, строение, свойства, значение.
4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
Лабораторная работа № 1
ОПЫТ 1. Биуретовая реакция на пептидную связь
В пробирку поместите 5-6 капель раствора яичного белка, добавьте равный объем 10% раствора натрия гидроксида и по стенке добавьте 1-2 капли раствора меди (II) сульфата. Наблюдается появление красно-фиолетовой окраски.
ОПЫТ 2. Ксантопротеиновая реакция белков
В пробирку поместите 10 капель раствора яичного белка и 2 капли концентрированной азотной кислоты. Содержимое пробирки осторожно нагрейте, все время встряхивая. Раствор и осадок окрашиваются в желтый цвет. Охладив пробирку, осторожно добавьте 1-3 капли 10% раствора натрия гидроксида до появления ярко-оранжевой окраски.
ОПЫТ 3. Реакция на присутствие серусодержащих α-аминокислот
В пробирку поместите 10 капель раствора яичного белка и вдвое больший объем 10% раствора натрия гидроксида. Содержимое пробирки перемешайте, нагрейте до кипения (1-2 мин.) К полученному щелочному раствору добавьте 5 капель 10% раствора свинца (II) ацетата и вновь прокипятите. Отметьте появление серо-черного осадка.
5. вопросы ДЛЯ САМОконтроля знаний:
1. Опишите механизм гидролиза дипептида Тир-Асп.
2. Используя методы защиты аминогруппы и активации карбоксигруппы, синтезируйте дипептид Гли-Лей.
3. Напишите строение ФТГ-производных, образующихся при расщеплении по Эдману трипептида Вал-Ала-Глу.
4. Объясните, почему при отравлении хлоридом ртути (II) (сулема) в качестве противоядия используют яичный белок. Какое химическое взаимодействие лежит в основе обезвреживания сулемы?
6. ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ:
1. Конспект лекций.
2. Тюкавкина, Н.А. Биоорганическая химия: учебник для вузов/ Н.А. Тюкавкина, Ю.И. Бауков. – 4-е изд. – М.: Дрофа, 2005. – С. 345-369.
3. Руководство к лабораторным занятиям по биоорганической химии: учеб. пособие/ Н.Н. Артемьева [и др.]: под ред. Н.А. Тюкавкиной. – М: Медицина, 1999. – С. 244-250.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
1.Слесарев, В.И. Основы химии живого: учебник для вузов/ В.И. Слесарев. – СПб.: Химиздат, 2001. – С. 550-568.
2. Зеленин, К.Н. Химия: учебник для медицинских вузов/ К.Н. Зеленин. – СПб.: Специальная Литература, 1997. – С. 601-610.
3. Пузаков, С.А. Химия: учебник для вузов/ С.А. Пузаков. – М.: Медицина, 1995. – С. 518-520, 549-561
Авторы:Зав. кафедрой, доцент, к.х.н. Лысенкова А.В., доцент, к.х.н. Филиппова В.А., ст. препод. Прищепова Л.В., ст. препод. Чернышева Л.В., ст. препод. Одинцова М.В., ассистент Короткова К.И.
08.01.2009
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.