Так как в техническом задании нет особых требований к габаритам передачи, выбираем материал со средними механическими характеристиками: сталь 40Х, термообработка – улучшение. Твердость:
для шестерни
НВбш =260
НВтш =230
для колеса
НВбк =230
НВтк =210
4.2. Расчет допускаемых контактных напряжений:
; [1, с.167-173]
где SH - коэффициент безопасности (при улучшении SH =1,1);
- предел контактной выносливости, соответствующий базовому числу циклов (при НВ £ 350 : );
- коэффициент долговечности, учитывающий влияние срока службы и режима нагрузки. Если рассчитанное значение < 1, то принимается равным единице (КHL=1).
NHO - базовое число циклов, которое определяется из графика 8.40а [1].
- эквивалентное число циклов;
n – частота вращения вала, с = 1 – число зацеплений,
Ti – текущий крутящий момент, Tmax – максимальный крутящий момент за цикл,
t=365×L×Kг×24×Kс- суммарное время работы передачи,
где L – срок службы, Кг- коэффициент годового использования,
- коэффициент суточного использования.
t=365×4×0.5×24×0.2=3504 часа.
Быстроходная ступень.
Для шестерни:
NHO(ш) = 18×106
, КHL(ш)=1
Для колеса:
NHO(к) = 14×106
, КHL(к)=1
Тихоходная ступень.
Для шестерни:
NHO(ш) = 14×106
NHЕшТ= NHЕкБ=67.1×106, (т.к. расположены на одном валу)
, КHL(ш)=1
Для колеса:
NHO(к) = 11×106
, КHL(к)=1
4.3. Расчет допускаемых напряжений изгиба:
; [1, c.173-174]
где - предел выносливости при изгибе (при улучшении ),
YR – коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности (при улучшении YR = 1.2),
KFC – коэффициент, учитывающий характер приложения нагрузки (если передача нереверсивная KFC = 1),
– коэффициент долговечности. Если рассчитанное значение < 1, то принимается равным единице (КFL=1).
NFO – базовое число циклов (для всех сталей NFO = 4×106 ),
NFЕ – эквивалентное число циклов (NFЕ = NНЕ ),
SF – коэффициент безопасности (SF =1.75).
Быстроходная ступень.
Для шестерни:
sFO(ш) = 1.8×260 = 468 МПа
NFЕ(ш) = 187.89×106
, КFL(ш)=1
Для колеса:
sFO(к) = 1.8×230 = 414 МПа
NFЕ(к) = 67.1×106
, КFL(к)=1
Тихоходная ступень.
Для шестерни:
sFO(ш) = 1.8×230 = 414 МПа
NFЕ(ш)Т= NFЕ(к)Б=67.1×106, (т.к. расположены на одном валу)
, КFL(ш)=1
Для колеса:
sFO(к) = 1.8×210 = 378 МПа
NFЕ(к) = 26.84×106
, КFL(к)=1
4.4. Расчет геометрических параметров.
Рис. 5. Схема зацепления.
Быстроходная ступень.
Межосевое расстояние а найдем по формуле:
, [2, c.32]
Принимаем значения коэффициентов: yba= 0.25 – ширины венца;
KHb =1.02 – неравномерности распределения нагрузки по длине контактной линии; KHV =1.05 – динамической нагрузки.
ybd= 0.5×yba (U+1)=0.5×0.25×(2.8+1)=0.475
Принимаем а = 63 мм по ГОСТ 2185 – 66.
тогда ширина венца колеса: b2 = yba×a= 0.25×63= 15.75 мм,
ширина венца шестерни: b1 = b2 +5 =20.75мм.
модуль m= (0.01…0.02) a= 0.63…1.26 принимаем m =1.25,
суммарное число зубьев zå = 2a /m= 2×63/1.25=101,
число зубьев шестерни: z1 = zå /(u+1)= 101/3.8 =27;
колеса: z2 = zå – z1 = 101 – 21 = 74,
уточняем передаточное отношение: и = z2 / z1 = 74 /27= 2.74 (оно не превышает допускаемого значения).
Рассчитаем основные геометрические параметры:
Диаметр шестерни: d1=z1×m=27×1.25=33.75 мм
Диаметр колеса: d1=z1×m=27×1.25=33.75 мм
Диаметр выступов шестерни: da1 = d1+2m = 33.75+2×1.25 =36.25 мм
колеса: da2 = d2+2m = 92.5+2×1.25 =95 мм
Диаметр впадин шестерни: df1 = d1 – 2.5m=33.75 – 2.5×1.25=30.625 мм
колеса:df2 = d2 – 2.5m=92.5 – 2.5×1.25=89.375 мм
Проверка зубьев колес на контактную выносливость:
; (расчет ведем по колесу)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.