ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить демографические показатели как одну из важнейших составных частей, характеризующих состояние здоровья населения. Освоить методы изучения и анализа основных демографических показателей.
Продолжительность занятия: 4 часа.
Место проведения: кафедра социальной гигиены и организации здравоохранения.
Литература:
1. Социальная гигиена и организация здравоохранения./ под редакцией Серенко А.Ф. и Ермакова В.В. /М., 1984, с 185-230.
2. Руководство к практическому занятию по социальной гигиене и организации здравоохранения./ под редакцией Ю.Н. Лисицына и Н.Н. Копыта/ М., 1984, с 143-157.
3. К.И. Журавлева. Статистика в здравоохранении. М., 1981.
4. Курс демографии. Под ред. А.Я. Боярского. М., 1981.
1. Понятие о демографии. Статистика и динамика населения.
2. Перепись населения и ее значение для здравоохранения.
3. Механическое движение населения. Значение его в практике здравоохранения.
4. Естественное движение населения. Значение показателей естественного движения населения для здоровья населения.
5. Способы регистрации рождения и смертности. Основная документация. Роль врачей в регистрации рождаемости и смертности.
6. Общие показатели естественного движения населения. Методы их определения и оценки.
7. Специальные показатели естественного движения населения. Методы их определения и оценки.
8. Основные типы воспроизводства населения. Средняя продолжительность жизни.
9. Типы возрастных структур. Основные закономерности движения населения в СССР и капиталистических странах.
10. Динамика возрастной смертности. Структура причин общей смертности.
11. Детская смертность как показатель здоровья населения. Возрастные особенности. Показатели и методика расчета.
12. На основании каких учетных документов ЛПУ и ЗАГСов проводится изучение демографических процессов.
II Новая информация, которую студенты должны усвоить к занятию:
2.1.Студент должен знать:
- понятие “демография” и основные демографические процессы
- показатели естественного движения населения: общие и специальные
- типы возрастных структур
2.2. Студент должен уметь:
- рассчитать общие и специальные показатели естественного движения населения
- проанализировать показатели естественного движения населения
2.3. Студент должен понимать:
- Значение демографических показателей в оценке здоровья населения.
- Зависимость демографических показателей от качества работы медицинских учреждений и здравоохранения.
- Значение демографии в практике здравоохранения.
Состояние здоровья населения характеризуется следующими группами показателей:
1. Показателями народонаселения /демография/
2. Показателями заболеваемости и травматизма.
3. Показателями инвалидности.
4. Показателями физического развития.
1. Демография – наука о народонаселении в его общественном развитии. Она изучает законы воспроизводства населения, состав и расселение его. Демография или наука о населении делится на два раздела “Статика населения”, “Динамика населения”
“Статика населения” включает численность и состав населения по полу, возрасту, социальному положению, профессии, родному языку, национальности, месту жительства, уровню образования и пр., т.е. состояние населения на какой – либо момент, на какую либо дату в территориальном расселении. Основным методом изучении численности населения являются переписи населения, проходившие у нас в 1920, 1926, 1939, 1959, 1970, 1979,1989 г.г. /приложение №1/.
Численность населения страны постоянно растет: в1939 – 194,1 млн. человек, в 1959 – 208,8млн., в 1979 – 262,4 млн., в 1987 – 284,5 млн.
2. Все переписи приурочиваются к определенному моменту времени “критическому моменту переписи” или “моменту счета”. Он представляет собой заранее определенный момент, на который проводится подсчет населения. Переписи 1959, 1970, 1979 г.г. проводились на 12 часов ночи с 14 на 15 января, т.к. в зимние месяцы отмечается меньшая миграция населения. Очередная Всесоюзная перепись населения будет проведена в 1989 году с 12 по 19 января, с началом 12 часов ночи с 11 на 12 января.
Для учета населения между переписями служат местные, оперативные переписи населения города, района, поселка и т.д. Такие переписи нередко являются предпосылкой конкретных социологических, социально – гигиенических исследований, требующих точного знания численности и состава изучаемых групп.
Данные переписи дают сведения о возрастно-половом, национальном составе, уровне образования, сколько людей занято в общественном производстве личном и подсобном домашнем хозяйстве, каковы будут ресурсы страны в будущем и другие. Кроме того, они важны для расчета численности населения на перспективы, например до 2000 года.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.