Выборка №24, а=-2, s2 =1.1, e =0.04
| -1.812 | -0.007 | -2.091 | -3.040 | -0.100 | -4.143 | -1.516 | -2.636 | -0.661 | -1.469 | 
| -1.851 | -0.871 | 0.592 | -2.884 | -1.279 | -3.195 | -2.697 | -3.392 | -2.072 | -1.877 | 
| -3.718 | -1.178 | -1.504 | -3.307 | -1.562 | -2.144 | -0.938 | -1.549 | -2.586 | -1.295 | 
| -2.644 | -2.518 | -2.249 | -1.356 | -0.265 | -2.580 | -1.915 | -2.782 | -1.975 | -2.190 | 
| -1.582 | -2.393 | -3.232 | -2.710 | 0.112 | -4.730 | -2.675 | -1.869 | -1.830 | -1.620 | 
ЗАДАНИЕ №1
Построить доверительный интервал уровня доверия 1-e по исходной выборке объема 50 для параметра нормального распределения:
а)  , если
, если  известно,
 известно,
б)  , если
, если  неизвестно,
 неизвестно,
в)  , если
, если  известно,
 известно,
г)  , если
, если  неизвестно.
 неизвестно.
Пусть  такие статистики, что
 такие статистики, что  . Тогда
. Тогда 
интервал  называется доверительным
интервалом (ДИ) для
 называется доверительным
интервалом (ДИ) для  уровня
 уровня  .
.
а)         Если  , то
, то   ,
,
Для оценки  при известной дисперсии
воспользуемся статистикой
 при известной дисперсии
воспользуемся статистикой  .
.
Она распределена по стандартному нормальному закону.

 . По
таблице находим
. По
таблице находим  .
.
  
 
ДИ  .
.
 = -1.9959
 = -1.9959
 
            = 2,053749
 = 2,053749              = (-2.300520; -1.69127979)
 = (-2.300520; -1.69127979)
б) Если  , то
, то   .
.  
Для оценки  при неизвестной
дисперсии воспользуемся статистикой
 при неизвестной
дисперсии воспользуемся статистикой  .
.
Она имеет распределение Стьюдента с  степенями
свободы.
 степенями
свободы.

 . По таблице находим
. По таблице находим  .
.
  
 
 ДИ  .
.
 = -1.9959
 = -1.9959
 = 1.168098
 = 1.168098
 
            = 2.404892
 = 2.404892              = (-2.363478;-1.628321 )
 = (-2.363478;-1.628321 )
в) Если  , то
, то  , где
, где  .
.
Для оценки  при известном среднем воспользуемся
статистикой
 при известном среднем воспользуемся
статистикой  .Она имеет распределение
хи-квадрат с
.Она имеет распределение
хи-квадрат с  степенями свободы.
 степенями свободы.

 и
    и     .
По таблице находим
.
По таблице находим  и
 и  .
.
 
 ДИ  .
.
 =1,144753
=1,144753
 
            = 72.61325
 = 72.61325
 
            = 31.66386
 = 31.66386            = (0.788253;1.807663
)
 = (0.788253;1.807663
)
г) Если  , то
, то 
Для оценки  при неизвестном
 при неизвестном  воспользуемся статистикой
 воспользуемся статистикой  .Она имеет распределение хи-квадрат с
.Она имеет распределение хи-квадрат с  степенями свободы.
 степенями свободы.

  и
    и     .
По таблице находим
.
По таблице находим  и
 и  .
.

ДИ  .
.
 = -1.9959
 = -1.9959
 = 1.168098
 = 1.168098
 
        =
71.40608
 =
71.40608
 
        =
30.87076
 =
30.87076          = (0.801567;1.8540781);
 = (0.801567;1.8540781);
ЗАДАНИЕ №3.
По данным двум выборкам объёма 20 и 30 проверить, с помощью критериев
размера  , гипотезу:
, гипотезу: 
а) о совпадении дисперсий (критерий Фишера),
б) о совпадении средних, если известно, что неизвестные дисперсии совпадают (критерий Стьюдента).
a) Критерий Фишера.
Проверяется гипотеза  .
.
Введем функцию отклонения  .
.
Теорема: Если гипотеза  верна,
то случайная величина
 верна,
то случайная величина  имеет распределение Фишера
 имеет распределение Фишера  с n-1, m-1 степенями свободы.
 с n-1, m-1 степенями свободы.
Критерий Фишера:
 , где
, где  – квантиль
распределения Фишера.
 – квантиль
распределения Фишера.
 = 1.5133
 = 1.5133
 = 0.957927
 = 0.957927
 = 1.579765
 = 1.579765
 = 2.045852
 = 2.045852
1.579765< 2.045852, основная гипотеза принимается, то есть дисперсии совпадают.
б) Критерий Стьюдента.
Проверяется гипотеза  .
.
Теорема: Случайная величина  имеет распределение Стьюдента
 имеет распределение Стьюдента  с n+m-2 степенями свободы.
 с n+m-2 степенями свободы.
Введем функцию  . Из теоремы следует
свойство: если
. Из теоремы следует
свойство: если  верна, то величина
 верна, то величина имеет распределение Стьюдента с n+m-2 степенями свободы.
имеет распределение Стьюдента с n+m-2 степенями свободы.
Критерий Стьюдента:
 , где
, где  – квантиль
распределения Стьюдента.
 – квантиль
распределения Стьюдента.
 = -1,85055
 = -1,85055
 = -2,0928
 = -2,0928
 = 1.5133
 = 1.5133
 = 0.957927
 = 0.957927
 = 0,773260
 = 0,773260
             = 2.404892
 = 2.404892
0,773260< 2.404892,основная гипотеза принимается, то есть средние совпадают.
| 0,446 | 0,868 | 0,034 | 0,568 | 0,078 | 0,691 | 0,591 | 0,210 | 0,870 | 0,025 | 
| 0,551 | 0,436 | 0,074 | 0,093 | 0,530 | 0,603 | 0,589 | 0,709 | 0,005 | 0,837 | 
| 0,530 | 0,603 | 0,101 | 0,926 | 0,359 | 0,477 | 0,081 | 0,681 | 0,411 | 0,102 | 
ЗАДАНИЕ №2.
По данной выборке объёма 30 проверить основную гипотезу о равномерности распределения с помощью:
а) критерия Колмогорова,
б) критерия хи-квадрат.
Введём функционал  , который измеряет
расстояние между эмпирическим и теоретическим распределениями, такой что:
, который измеряет
расстояние между эмпирическим и теоретическим распределениями, такой что:
1.По заданному  можно найти
 можно найти  такое, что
такое, что  .
.
2. , где
, где  распределение
отличное от
 распределение
отличное от  .
.
Критерий согласия, основанный на таком функционале, строится следующим образом:
 .
.
Пусть по данной реализации выборки получено число  .
.
Число  называют реально
достигнутым уровнем значимости.
 называют реально
достигнутым уровнем значимости.
И 
Критерий Колмогорова.
Выбирается функционал  .
.
Теорема Колмогорова: Если  -
истинное распределение выборки
 -
истинное распределение выборки  , то
, то  .
.
Критерий Колмогорова:
 , где
, где  – квантиль
уровня
 – квантиль
уровня  распределения
 распределения  .
.
| 0,005 | 0,005 | 0,028333 | 
| 0,025 | 0,008333 | 0,041667 | 
| 0,034 | 0,032667 | 0,066 | 
| 0,074 | 0,026 | 0,059333 | 
| 0,078 | 0,055333 | 0,088667 | 
| 0,081 | 0,085667 | 0,119 | 
| 0,093 | 0,107 | 0,140333 | 
| 0,101 | 0,132333 | 0,165667 | 
| 0,102 | 0,164667 | 0,198 | 
| 0,21 | 0,09 | 0,123333 | 
| 0,359 | 0,025667 | 0,007667 | 
| 0,411 | 0,044333 | 0,011 | 
| 0,436 | 0,036 | 0,002667 | 
| 0,446 | 0,012667 | 0,020667 | 
| 0,477 | 0,010333 | 0,023 | 
| 0,53 | 0,03 | 0,003333 | 
| 0,53 | 0,003333 | 0,036667 | 
| 0,551 | 0,015667 | 0,049 | 
| 0,568 | 0,032 | 0,065333 | 
| 0,589 | 0,044333 | 0,077667 | 
| 0,591 | 0,075667 | 0,109 | 
| 0,603 | 0,097 | 0,130333 | 
| 0,603 | 0,130333 | 0,163667 | 
| 0,681 | 0,085667 | 0,119 | 
| 0,691 | 0,109 | 0,142333 | 
| 0,709 | 0,124333 | 0,157667 | 
| 0,837 | 0,029667 | 0,063 | 
| 0,868 | 0,032 | 0,065333 | 
| 0,87 | 0,063333 | 0,096667 | 
| 0,926 | 0,040667 | 0,074 | 
| 1 | 0 | 0 | 
 =0.198
=0.198
 =1.084490
=1.084490

 =0.740566
=0.740566
 =0.518868.
=0.518868.
0.518868>0.1, основная гипотеза принимается, то есть распределение равномерное.
Критерий хи-квадрат.
Выбирается функционал  ,где
,где
k – число
непересекающихся интервалов  , покрывающих R,
, покрывающих R,
 - вероятность попадания в эти
интервалы для распределения
 - вероятность попадания в эти
интервалы для распределения  ,
,
 - число элементов выборки,
попавших в интервал
 - число элементов выборки,
попавших в интервал  .
.
Теорема Пирсона:Если  , то
, то  .
.
Критерий хи-квадрат:
 , где c –
квантиль уровня
, где c –
квантиль уровня  распределения
 распределения  .
.
| 
 | интервалы | 
 | 
 | 
| 1 | 0-0,2 | 9 | 9 | 
| 2 | 0,2-0,4 | 2 | 16 | 
| 3 | 0,4-0,6 | 10 | 16 | 
| 4 | 0,6-0,8 | 5 | 1 | 
| 5 | 0,8-1 | 4 | 4 | 
| 
 | 7.666667 | ||

 =0,104508
=0,104508
0,104508>0.1, основная гипотеза принимается, то есть распределение равномерное.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.