Электрические исполнительные устройства. Принципиальная схема управления электродвигателями двух бетономешалок при помощи реле и магнитных пускателей, страница 4

По данной схеме пуск электродвигателя М1 или М2 любой из бетономешалок раздельно или совместно возможен при включенном соответствующем автомате  QF1 или QF2, при замкнутых контактах реле KM1 или КМ2, а также при разрешающем состоянии электротепловых реле КК1 и КК2 (эти реле предотвращают включение электродвигателя путем размыкания контактов КК1 и КК2 в цепях обмоток реле КМ1 и КМ2 при внештатной ситуации, например межвитковое замыкание между обмотками электродвигателя, значительно повышающее ток в сети), расположенных на двух фазах каждого из электродвигателей М1 и М2.

Следует отметить, что бетономешалки имеют раздельные приводы (электродвигатели М1 и М2) и независимые друг от друга схемы управления  приводами., то есть бетономешалки могут работать одновременно или поочередно. В связи с этим их схемы управления идентичны.

Рассмотрим  одну из них для бетономешалки №1.

Данная схема предусматривает две линии управления – местную и дистанционную (со щита). 

Местное управление. (Предусматривает условия визуального обзора управляемого объекта оператором. Поэтому исключено применение звуковой сигнализации включения.) При нажатии на кнопочный замыкающий выключатель SB2 управляющее питание с трансформатора TV (при включенном S) поступает на обмотку реле переменного тока с электромагнитным приводом, которая замыкает контакты КМ1 (три контакта силового напряжения на электродвигатель; контакт, замыкающий сеть световой сигнализации HL1; контакт фиксации управляющего напряжения на обмотке этого реле.). При нажатии на SB1 (кнопочный размыкающий выключатель) происходит разрыв цепи управляющего питания на обмотки реле KM1, что приводит к размыканию всех групп контактов этого реле и отключению бетономешалки.

Дистанционное управление. При нажатии на выключатель SB4 подается управляющее питание на обмотки электромеханических реле K1 и КТ1. Реле К1  замыкает контакты К1, фиксирующие управляющее напряжение на обмотках К1 и КТ1  при отпускании выключателя SB4 оператором. Одновременно поступившее напряжение на обмотки реле КТ1 вызывает замыкание группы контактов КТ1, одна из которых производит включение цепи звукового сигнала НА1, контакты которого имеют замедлительное устройство  для подачи звукового сигнала после отключения SB4. Другая группа контактов, оборудованная замедлителем при включении, обеспечивающим некоторое регулируемое отставание включения электродвигателя бетономешалки от подачи звукового сигнала, замыкает цепь управляющего питания обмотки реле КМ1, производящей подачу силового электропитания электродвигателя М1 путем замыкания группы контактов КМ1. При нажатии на SB3 происходит разрыв цепи управляющего питания на обмотки реле KM1, что приводит к размыканию всех групп контактов этого реле и отключению бетономешалки, а также разрыв цепей обмоток К1 и КТ1.

Таким образом, данная схема управления бетономешалками позволяет производить безопасный пуск электродвигателей М1 и М2 со световой сигнализацией включения с панели приборов местного управления, а также безопасный пуск этих двигателей с пульта удаленного дистанционного управления (возможно находящегося за пределами видимости площадки, где установлены бетономешалки) с применением предупреждающей звуковой и световой сигнализацией. 

Принципиальная схема управления  электродвигателями двух бетономешалок при помощи реле и магнитных пускателей с дистанционным ( со щита ) и местным управлением.

Список литературы:

1.Теория автоматического управления. Под ред. Ю.М.Соломенцева.М.: В.шк., 2000.

2. Бушуев С.Д., Михайлов В.С. Автоматика и автоматизация производственных процессов. Учеб. для вузов – М.: Высш.шк. , 1990.

3. Добронравов С.С., Дронов В.Г. Строительные машины и основы автоматизации. Учеб. для строит. вузов.- М.:Высш. шк., 2001.

4. Алексеева Т.В. и др. Дорожные машины. Ч 1. М.: Машиностроение,

1972.

5.Хархута Н.Я. Дорожные машины. Учебник для вузов. Л., Машиностроение, 1976.