Вопрос № 1
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ И ПРЕДЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ. ДОПУСК РАЗМЕРА
Действительным размером (Dд, <dд) называется размер, установленныйизмерением детали с допускаемой погрешностью. Два предельно допускаемых размера, между которыми должен находиться действительный размер годной детали, называются предельными размерами. Деталь считается годной и в том случае, если действительный размер равен предельному. Больший из двух предельных размеров называется наибольшим предельным размером (Dmах. dmах), меньший — наименьшим предельным размером (Dmах. dmах) — рис. 1.4.
Разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами называется допуском размера:
для отверстия
ТD=Dтax-Dmin (1.7)
для вала
Тd=dтax-dmin (1.8)
Допуск является мерой точности размера. Чем меньше допуск, тем выше требуемая точность детали, тем меньше допускается колебание действительных размеров деталей и, следовательно, колебание зазоров или натягов в соединении. И, наоборот, низкая точность характеризуется большим допуском. Допуск непосредственно влияет на трудоемкость изготовления и себестоимость деталей. Чем больше допуск, тем проще и дешевле изготовление. От допуска в значительной степени зависит выбор оборудования и средств контроля, разрядность рабочей силы, производительность обработки.
Два предельных размера детали в ряде случаев целесообразно подразделять на проходной и непроходной пределы. Проходной предел — это определение, применимое к тому из двух предельных размеров, который соответствует максимальному количеству материала детали: к нижнему пределу для отверстия (Dmin) верхнему пределу для вала (dmax). В случае контроля деталей предельнымикалибрамипроходной предел соответствует предельному размеру, проверяемому проходным калибром. Непроходной предел — определение, применяемое к тому из двух предельных размеров, который соответствует минимальному количеству материала детали и проверяется непроходным калибром: к верхнему пределу для отверстия (Dmах) " нижнему пределу для вали (dmin).
Понятия о действительном и предельном размерах требуют дополнительных разъяснений, которые учитывали бы неизбежные отклонения формы реальных поверхностей. Отклонения формы приводят к тому, что действительный размер (который определяется как расстояние между диаметрально противоположными точками поверхности в нормальном сечении, проверяемое двух контактным средством измерения) в различных сечениях и точках поверхности одной и тот же детали может быть неодинаков. Таким образом, реальный элемент детали характеризуется не одним, а совокупностью действительных размеров. Предельными размерами должны быть ограничены все действительные размеры рассматриваемого элемента. Для сопрягаемых элементов и этого условия недостаточно, поскольку могут быть такие отклонения формы (например, изогнутость. — см. П. 2.2), при которых ни один из действительных размеров не характеризует возможностей соединения с сопрягаемой деталью и получающихся в соединении зазоров или натягов. Например, изогнутый валик, показанный на рис. 1.5, нельзя свободно ввести в отверстие правильной формы с таким же диаметром (Dд =dД). Сборка без усилия с сохранением возможности взаимного перемещения вала и отверстия в данном случае может быть при условии, что Dд ³ dд. где d' •— диаметр описанного вокруг вала цилиндра с длиной L равнойосевой длине соединения. Этот цилиндр имитирует сопрягаемую деталь —отверстие правильной формы, находящееся о плотном соединении (с нулевым зазором и натягом) с данным валом. Поэтому
применительно к цилиндрическим сопрягаемым отверстиям и валам предельные размеры должны истолковываться следующим образом. Для отверстий диаметр наибольшего правильного воображаемого цилиндра, который может быть вписан в отверстие так, чтобы плотно контактировать с наиболее выступающими точками его поверхности, не должен быть меньше, чем проходной предел размера (Dmin), а наибольший действительный диаметр отверстия в любой точке не должен быть больше, чем непроходной предел размера (Dmax)- Для валов диаметр наименьшего правильного воображаемого цилиндра, который может быть описан вокруг вала так, чтобы плотно контактировать с наиболее выступающими точками его поверхности, не должен быть больше, чем проходной предел размера (Dmax). а наименьший действительный диаметр вала в любой точке не должен быть меньше, чем непроходной предел размера (dmin)- Такое истолкование предельных размеров, известное как принцип подобия, или правило Тейлора. позволяет ограничить пределами допуска размера любые отклонения формы сопрягаемых поверхностей и положено в основу проектирования предельных калибров.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.