Для проектирования принимаем автомобиль КамАЗ-5425 с двигателем КамАЗ-740 и пятиступенчатой коробки передач модели 15 с двухступенчатым делителем.
По данным [5] двигатель камАЗ-740 имеет следующую техническую характеристику:
- номинальная мощность 155 кВт (210 л.с.);
- частота вращения коленвала при номинальной мощности 2600 об/мин;
- наибольший крутящий момент 650 Н * м ;
- частота вращения коленвала при наибольшем крутящем моменте 1700 об/мин;
- наименьшая частота вращения коленвала на режиме холостого хода 600 об/мин.
Максимальное передаточное число коробки передач IH–7,28
На автомобиле КамАЗ-5425 устанавливается двойная главная передача, с передаточным числом 5,94. К зубчатому венцу ведомой цилиндрической шестерни болтами прикреплены чашки межколесного конического симметричного дифференциала, который в сборе с коническими подшипниками установлен в гнездах картера редуктора.
Применение дифференциала в приводе ведущих колес благоприятно влияет на состояние шин и управляемость автомобиля при движении по дорогам с хорошими сцепными свойствами. Однако, при движении автомобиля по грунтовым или обледенелым дорогам если у одного из ведущих колес автомобиля пропадет сцепление с дорогой, тяговое усилие значительно уменьшится и в результате этого автомобиль станет неподвижным. В таком случае действие дифференциала нежелательно, поэтому предлагается установить блокировку дифференциала, что повысит проходимость автомобиля в неблагоприятных дорожных условиях.
Работа дифференциала может выключаться путем блокировки друг с другом двух отдельных частей дифференциала. С полуосью соединена шлицами скользящая кулачковая муфта, которая входит в зацепление с кулачковым зубом на корпусе дифференциала. Муфта входит в зацепление при помощи вилки, ее перемещение может производиться с помощью рычага, расположенного на внешней стороне оси. При этом наблюдаются следующие изменения в штатной конструкции: левая чашка дифференциала выполняется с кулачками, на левой полуоси удлиняется шлицевая часть, устанавливается муфта включения блокировки, вилка включения муфты и крышка.
В зацепленном положении полуось и, следовательно, заднее колесо, соединенное с этой полуосью, вращается с теми же оборотами что и корпус. Блокировка одной полуоси к корпусу обеспечивает вращение другой полуоси с той же угловой скоростью.
Предлагаемый вариант конструкции представлен в графической части проекта: на сборочном чертеже и деталировке.
Максимальный крутящий момент подведенный к главной передаче
Мкп=Мд·ik·ηk,
где Мд – максимальный момент двигателя;
ik – максимальное передаточное число коробки передач;
ηк –КПД коробки передач.
Момент передаваемый через главную передачу к полуосям
Мк= Мд·ik·ηk· i0·η0
где i0 –передаточное число главной передачи;
η0 –КПД главной передачи.
ηк=0,98n,
где n – количество пар цилиндрических шестерен находящихся в зацеплении
η0=0,98m·095k,
где m – количество пар цилиндрических шестерен в главной передаче;
k – количество пар конических шестерен в главной передаче.
При заблокированном дифференциале подведенный к главной передаче момент разделяется поровну между полуосями. Тогда максимальный крутящий момент на одной полуоси равен

![]()
Расчет шлицевого соединения на смятие ведется с допущением, что нагрузка равномерно распределена между зубьями и по их длине по следующему условию
,
где Т– передаваемый крутящий момент;
z – число шлицев;
Асм – расчетная поверхность смятия;
–условное
допускаемое давление.
Расчетная поверхность смятия, для эвольвентных шлицев вычисляется по формуле
![]()
Средний радиус по высоте зуба
,
где m – модуль зубьев.
D – радиус окружности вершин зубьев
Наибольшее допускаемое условное давление [σ]усл для поверхности шлицев подвергнутых закалке до твердости 52HRC принимается равным 185 МПа.
Для расчитываемого соединения
![]()
![]()

Расчетное давление меньше допускаемого, следовательно, работоспособность шлицев обеспечена.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.