Межосевой дифференциал автомобиля КамАЗ-5320 имеет следующие конструктивные элементы: картер 2 (рисунок 2, а) межосевого дифференциала прикреплен к картеру главной передачи промежуточного моста, коробка 3 дифференциала состоит из двух чашек, соединяемых болтами. Хвостовик передней чашки опирается на шариковый подшипник. На шлицованной части хвостовика установлен фланец 1, связывающий дифференциал с карданной передачей. Дифференциальный механизм размещен внутри коробки 3. Дифференциал включает сателлиты 4 с крестовиной 5, коническое зубчатое колесо 14 привода заднего моста и колесо 13 привода промежуточного моста. Зубчатое колесо 13 при помощи шлицев жестко соединяется с ведущей шестерней 9 главной передачи промежуточного моста, а колесо 14 — со шлицованным концом проходного вала 10 привода заднего моста. Внутренняя зубчатая муфта 12 и муфта 11 блокировки дифференциала находятся в постоянном зацеплении с наружными зубьями зубчатого колеса 13.
Механизм 8, который осуществляющий блокировку, трубопроводами связан с пневматическим краном управления, размещенным на щитке приборов в кабине автомобиля. При открытии крана управления сжатый воздух поступает в полость между крышкой и мембраной 19 (рисунок 2, б). Мембрана, прогибаясь, преодолевая сопротивление возвратной пружины 17, перемещает вперед при помощи пружины 16 стакан 18 и ползун 15. При этом замыкаются контакты микровыключателя 6, включающие контрольную лампу на щитке приборов.
Вилка 7 перемещается вместе с ползуном и вводит муфту 11 в зацепление с зубчатым венцом на корпусе дифференциала. Происходит жесткое соединение колеса 13 привода среднего моста и коробки 3 дифференциала, тем самым дифференциал принудительно блокируется, и зубчатые колеса 14 и 13 привода мостов вращаются с одинаковой частотой. При разблокировке дифференциала кран управления закрывается, в результате чего полость за мембраной механизма блокировки соединяется с атмосферой. Мембрана 19 и ползун 15 с вилкой 7 под давлением возвратной пружины 17 перемещаются вправо, возвращая одновременно муфту блокировки в исходное положение.
Кулачковый дифференциал повышенного трения в результате самоблокировки (рисунок 3) за счет дополнительных сил трения передает больший крутящий момент на то колесо автомобиля, которое вращается медленнее. Эго позволяет уменьшить пробуксовку колеса и повышает устойчивость автомобиля против бокового заноса.
Механизм кулачкового картера состоит из двух половин, соединенных болтами вместе с ведомым зубчатым колесом 3 и опирающихся на конические роликоподшипники. Правой половиной дифференциала является его чашка 5, а левой — сепаратор 2. В сепараторе 2 расположены два ряда радиальных отверстий (по 12 отверстий в каждом ряду). В отверстиях размещены сухари 6, установленные между внутренней 1 и наружной 4 звездочками, которые при помощи шлицев соединены с полуосями. Внешняя поверхность внутренней звездочки 1 по окружности имеет два ряда кулачков (по шесть кулачков в каждом ряду), а внутренняя поверхность наружной звездочки 4 имеет один ряд кулачков. Крутящий момент передается сепаратору 2 от ведомого колеса 3, а от него через сухари 6 — на кулачки звездочек и затем на полуоси.
Когда сопротивление
движению обоих колес одинаково, звездочки вращаются с одинаковой частотой.
Когда одно колесо испытывает большее сопротивление, чем другое (при движении
автомобиля по скользкой дороге), сепаратор дифференциала прижимает сухари к
кулачкам наружной и внутренней звездочек. Сила трения в результате
самоблокировки дифференциала на отстающей звездочке направлена в сторону
вращения, а на забегающей — против вращения. При этом крутящий момент на
отстающей звездочке будет больше на величину момента сил трения, на забегающей
— меньше на ту же величину.
У автомобилей с кулачковым дифференциалом при пробуксовке одного колеса полная остановка второго происходит значительно реже, чем у автомобиля с коническим симметричным дифференциалом. Это объясняется большой разницей между дорожными сопротивлениями правого и левого колес, возникающими в результате повышенного трения между сухарями и звездочками.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.