Преобразование вектора, заданного в одной системе координат, в другую систему координат происходит через матрицу направляющих косинусов.
Запишем данные уравнения в перегрузках:
Добавим к этой системе уравнения, связывающие пространственное движение самолета с :
3.2 Уравнения вращательного движения самолета вокруг центра масс:
В земной системе координат:
, относительно центра масс
По аналогии с поступательным движением:
Локальная производная момента импульса в подвижной СК
, где - тензор инерции.
В связанной СК . Так как самолет имеет плоскость симметрии XOY, то ==0.
Подставив сюда, получим уравнения движения самолета относительно центра масс:
Выражаем угловые скорости:
Так как самолет имеет плоскость симметрии, мы имеем право разбить систему уравнений пространственного движения на две независимых системы: продольного и бокового движений.
Система уравнений для бокового возмущенного движения примет вид:
Добавим угловые соотношения из связанной СК:
Кинематические соотношения:
Введем фазовую координату :
В итоге для бокового возмущенного движения получаем:
3.3 Линеаризация возмущенного движения:
Линеаризация функции в окрестности значения аргументов – разложение функции в ряд Тейлора по первым членам в этой окрестности.
В качестве опорного режима возьмем горизонтальный установившийся полет без крена и скольжения. Из-за принятых допущений, переходя к приращениям значений знак
можно опустить.
Введем фазовую координату:
Где:
,
Сгруппируем уравнения так, чтобы слева были фазовые переменные:
Проведем преобразования Лапласа и приведем к матричному виду:
При этом первые четыре уравнения отвечают за угловое (короткопериодическое) боковое движение, а последние два за траекторное (длиннопериодическое) боковое движение.
На малых углах атаки боковое движение можно рассматривать как два изолированных движения: изолированное движение по крену и изолированное движение по рысканию.
Исключим первое уравнение, поскольку угол рысканья фактически в него не входит, а получается простым интегрированием угловой скорости, и матрица получается вырожденной.
Для изолированного движения по рысканью будем рассматривать второе уравнение, приняв =0 и =0.
Получим следующий закон управления:
4. Задача АКОР
4.1 Вычисление матриц динамических коэффициентов и управления.
Система уравнений движения самолета приводится к матричному виду
где - вектор переменных состояния
- вектор переменных управления
A, B – матрицы постоянных коэффициентов, характеризующие динамику данной системы:
Подставляя числовые значения:
Получим матрицы:
4.2 Синтез закона управления.
Закон управления системой синтезируется в виде
Где К – постоянная матрица коэффициентов усиления, значения которых выбираются так, чтобы минимизировать оптимизирующий функционал:
Где весовые матрицы F и Gвыбираются методом Брайсона:
,
Здесь , - желаемые максимальные значения фазовых координат и управлений в процессе регулирования
Для анализа влияния численных значений компонент весовых матриц рассмотрим несколько вариантов:
1-й вариант:
Подставляя числовые значения, получаем матрицу:
,
2-й вариант:
Подставляя числовые значения, получаем матрицу:
,
3-й вариант:
Подставляя числовые значения, получаем матрицу:
,
4.3 Синтез оптимального регулятора.
Для синтеза оптимального регулятора используется пакет программ Matlab7.7.0(R2008b)
1. Воспользуемся процедурой lqr, которая осуществляет проектирование линейно-квадратичного оптимального регулятора для систем непрерывного времени:
[K,S,E]=lqr(Ar,B,F,G)
K – оптимальное статическое матричное звено такое, что использование его в цепи обратной связи в пространстве состояния:
минимизирует функционал:
S – решение алгебраических уравнений Рикатти
Е – собственные значения замкнутой системы
2. Введем единичную матрицу:
C = eye(1)
D = 0
С помощью процедуры ss создаем модель пространства состояния по заданным матрицам Ar, B, C, D
raz=ss(Ar,B,C,D)
3. Определим частоты и коэффициенты относительного демпфирования разомкнутой системы.
damp(raz)
4. Составим модель замкнутой системы:
A=Ar-B*K
zam=ss(A,B,C,D)
5. Определим частоты и коэффициенты относительного демпфирования замкнутой системы:
damp(zam)
5. Характеристики систем управления
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.