a) корпоративные альянсы – объединение 2х или нескольких компаний, сконцентрированное на конкретных направлениях бизнеса, с этим направлением связано возникновение синергетического эффекта.
b) корпорации – тип слияния характеризуется объединением всех активов, вовлеченных в сделку.
В зависимости от того, какой потенциал объединяющихся компаний объединяется, различают: производственное и финансовое слияние.
Производственное слияние – объединение имеющихся производственных мощностей (эффект масштаба)
Финансовое слияние – совместная разработка финансовой политики с целью усиления позиций на рынке ЦБ либо финансирования крупных проектов.
80-90 гг. – наибольшее количество слияний. Рост капитальной стоимости объединяющихся компаний – цель слияния сегодня.
Раньше рост нераспределенной прибыли был источником повышения капитальной стоимости. Сегодня – тоже + слияние и поглощение. Норма прибыли падает в объединяющихся компаниях.
Факторы, способствующие слиянию и поглощению в 80х в США:
a. падение доллара => американские фирмы стали доступны для слияния и поглощения
b. высокий уровень инфляции
c. лояльное отношение администрации Рейгана к таким сделкам
Факторы 90х годов:
Одна из причин увеличения числа слияний и поглощений – обеспечить стабильность в неопределенной внешней среде.
Происходят объединения в фармацевтической, автомобильной пром-ти, объединение банковских и страховых компаний. В конце 90-х в год объем сделок = 3 трлн $.
К 98г. - > 26 тыс. сделок слияний и поглощений.
Мотивы слияний и поглощений (источники появления синергетического эффекта):
1) Экономия, обуславливающаяся масштабами деятельности
2) Комбинирование взаимодополняющих ресурсов – любая компания приобретьает то, что ей не хватало для деятельности.
3) Финансовая экономия за счет транзакционных издержек.
4) Экономия от централизации управленческих функций
5) Мотив монополии – рост рыночной мощи за счет снижения конкуренции
6) Взаимодополняемость в области НИОКР – выгоды для объединения компаний в результате экономии на дорогостоящих работах по разработке новых технологий, создание новых продуктов.
7) Повышение эффективности управления: всегда найдется компания, в которой возможности уменьшения затрат не до конца исчерпаны ó неэффективный менеджмент.
8) Налоговые льготы – законодательство ряда стран стимулирует слияние и поглощения через льготы.
Имеются льготы
Меньше налоговое бремя.
Российское законодательство: каждый участник расплачивается по налогам самостоятельно.
9). Диверсификация производства
преимущества диверсификации:
N стабилизация потока доходов, что выгодно и работникам компании, и поставщикам, и потребителям через расширение ассортимента товаров.
N источник вложения свободных денежных средств
Интегрировать целевую компанию в действующую трудно.
10). Личные мотивы менеджера – стремление менеджера усилить свой политический вес внутри компании и на рынке.
Для того, чтобы обеспечить успешность слияния необходимо:
1) Правильно выбрать организационную форму сделки
2) Обеспечить четкое соответствие сделки антимонопольному законодательству.
3) Иметь достаточно финансовых ресурсов для объединения
4) В случае слияния быстро решить, кто главный
5) Максимально быстро включить в процесс сделки не только высший но и средний управленческий персонал.
Формы организации сделки:
Передача всех активов, обязательств целевой компании компании-инициатору сделки.
Определить рыночную стоимость акций.
Показатели в краткосрочном периоде Показатели в долгосрочном плане
Увеличения объема продаж/интенс-ть рыночная ст-ть компании
рыночная ст-ть акций
4 создание стратегических альянсов
Стратегические альянсы и виртуальные предприятия – ат. стратегич. альянсы – особая форма договора о сотрудничестве между фирмами с четкой целью создания для каждого участника определенных конкурентных преимуществ.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.