1) Сущность соц. Исследования и его основные этапы.
2) Основные методы и принципы отбора и обработки информации.
3) Социальная инженерия и социальная технология
I
Социальное исследование представляет собой систему логически последовательных процедур, связанных между собой единой целью получения объективно достоверной информации об изучаемом социальном процессе для последующего использования при решении научных и практических проблем.
Соц. исследование требует тщательной подготовки, нужно много документов. Каждое соц. Исследование включает в себя несколько этапов:
1) Подготовительный. Основное место занимает составление программы соц. исследования. Подразумевает тщательное осмысление содержания и методов. Программа этого исследования включает в себя две части (методологическая, методическая) Методология социального исследования – это основные принципы, кот. Руководствуются учёные, теоретические ориентации, это фундаментальная основа проводимого исследования. Это способы научного познания. Чаще всего методологически используются философские методы, математико-статистические, психологические системологии, социальные парадигмы. Методику соц. исследования составляют методы сбора и обработки первичной социальной информации. В программе соц. исследования формулируются в первой части сама проблема исследования, определяется цель, ставятся задачи, гипотезы, определяется парадигма исследования – теоретический путь. Во второй части определяется количество фактов, методы сбора и обработки информации.
2) Включает процедуры сбора и обработки информации, собирается информация. После сора информации, она подвергается специальной обработке.
3) Работа социолога по обобщению обработанной информации и составление отчёта по исследованию и т.о. получаются результаты, в которых кто-то заинтересован.
II
Хотя социологические опросы считаются видимой стороной социологии, сами социологи часто используя соц. опросы указывают на ряд ограничений, и считают, что более существенная и более объективная информация может быть получена другими методами. Кроме соц. опросов часто используют соц. наблюдения и анализ документов.
Соц. опросы могут быть разных видов:
- анкетирование
- интервьюрирование
- интернет-опросы
Опросы представляют собой получение социальной информации в виде ответов на вопросы социологов, которые дают люде-респонденты. Анкета состоит их трёх частей:
- обращение к респонденту
- ряд вопросов по теме научного исследования.
- Ряд вопросов о респонденте
Анкетирование: раздаточное, почтовое, прессовое.
Интервьюрирование: личное, телефонное.
Социальное наблюдение – это визуальное и слуховое восприятие процессов и явлений, которое осуществляется самими социологами и требует от него фиксации информации.
Соц. наблюдения предполагают изучение социальных групп, за массой людей.
По характеру, наблюдения делятся на:
- открытые
- скрытые
Наблюдения могут быть включенными и не включенными с точки зрения участия социолога.
Ещё метод – документальный – анализ массивов документов. Документами в социологии называются любые неодушевлённые носители социальной информации.
Документы разделяются на:
1) письменные
2) изобразительные
3) фонетические
4) вербальные
5) цифровые
6) фотографии
7) видео
По другим критериям документы разделяются на:
1) личные (письма, записи)
2) официальные
Также их можно разделить на:
1) архивные
2) текущие
3) периодического характера (газеты)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.