ВВЕДЕНИЕ
Целью разработки вопросов БЖД в дипломном проекте является создание безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах и в рабочих зонах. Достигается это глубокой проработкой вопросов техники безопасности и производственной санитарии, выявлением опасных и вредных факторов, а также инженерных решений по обеспечению пожарной безопасности.
Безопасность жизни и деятельности человека
Место разработки дипломного проекта представляет собой помещение научно-исследовательской лаборатории (НИЛ) предприятия ТРАНСГАЗ, которое находится в кирпичном четырехэтажном здании. Размеры помещения: длина – 5м., ширина – 6м., высота – 3,4м. В помещении находится 4 рабочих места. Каждое рабочее место оснащено компьютером с видеотерминалом и периферийными устройствами. В помещении 2 окна общей площадью - 8м2 . Согласно ДНАОП 0.00-1.31-99 рабочее место каждого сотрудника должно иметь следующие параметры: минимальная площадь - 6м2, минимальный объём - 20м3.
Источник питания – сеть трехфазная четырёхпроводная с глухозаземленной нейтралью с напряжением 380/220В и частотой 50 Гц.
Общая площадь помещения S=30м2 , а объем V=102м3.
Рабочая площадь на одного сотрудника может быть рассчитана следующим образом:
,
а рабочий объем:
.
Здесь N – число сотрудников,
Sраб, Vраб, – рабочая площадь и объем помещения,
Sобщ, Vобщ – общая площадь и объем помещения.
Каждое рабочее место в НИЛ по площади и объему удовлетворяет требованиям ДНАОП 0.00-1.31-99 .
Рассмотрение производственного процесса в НИЛ требует комплексного подхода и предусматривает изучение человека, технических средств, цели и предмета труда, а также производственной среды как взаимосвязанной единой системы.
С точки зрения задач охраны труда анализ условий труда начинается с описания системы «Человек-Машина-Среда». При этом следует исходить из равноэлементного структурно-функционального подхода. Рассмотрим НИЛ как систему «Человек-Машина-Среда» и произведем ее декомпозицию. Основными составляющими системы являются:
− четыре элемента подсистемы «Человек» – персонал НИЛ, причем каждый элемент может быть рассмотрен как:
а) Ч1 – человек, осуществляющий управление машиной и выполняющий главную задачу системы – производство конечного продукта;
б) Ч2 – с точки зрения оказываемого влияния на окружающую среду (с учетом тепло - и влаговыделения, потребления кислорода и т.д.);
в) Ч3 – с точки зрения психофизиологического состояния под влиянием внешних воздействий;
- четыре элемента подсистемы «Машина» – рабочие станции (компьютеры и периферийное оборудование), причем каждый элемент может быть рассмотрен как:
а) М1 – с точки зрения выполнения основной технологической функции;
б) М2 – элемент функции аварийной защиты (зануление, заземление, изоляция);
в) M3 – элемент влияния на окружающую среду и человека (тепло, шум, электромагнитное излучение);
- подсистема «Среда» – производственная среда в центре;
- предмет труда – программный продукт.
Таким образом, система «Ч-М-С» состоит из 10 элементов: 4 элементов подсистемы «человек», 4 элементов подсистемы «машина» и 1 элемента «среда» и 1 элемента «предмет труда».
Функциональная схема системы показана на рисунке 1.1, направление и содержание связей между элементами системы «Ч-М-С» обобщены и описаны ниже.
Рисунок 1.1 – Функциональная схема системы «Ч-М-С»
Система «Ч-М-С» рассматривает человека-программиста, как воспринимающий элемент. Выведенная на экран дисплея информация воспринимается органами зрения оператора, анализируется им и принимается управляющее решение, которое реализуется через операции управления. Новая информация выводится на дисплей и таким образом, происходит повторение полного цикла.
Функциональные связи в системе «Ч-М-С»:
1) Ч1М1: влияние человека на управление техникой. Ввод данных, нажатие клавиш, набор кода программы;
2) М1ПТ: влияние машины на продукт труда: на ней разрабатывается ПО;
3) Ч1ПТ: влияние человека на продукт труда: человек делает ПО;
4) Ч2С: влияние человека как биологического объекта на среду (потребление кислорода, энерговыделение);
5) Ч1Ч3: влияние психофизиологического состояния организма на качество его работы: плохое самочувствие ведет к увеличению риска допустить ошибку, удовлетворительная работа ведет к положительным эмоциям и наоборот;
6) СЧ3: влияние среды на состояние организма: повышенная температура в помещении вызывает дискомфорт и как следствие организм затрачивает много усилий на его ликвидацию;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.