Первичные данные получены по бальной шкале, следовательно необходимо использовать непараметрические методы. Следовательно, необходимо использовать методику расчетов коэффициента корреляции R Спирмана.
2. Мы выдвигаем гипотезу:
Hо- достоверной связи между параметрами не обнаружено
Таблица 10
Расчет ∑d2
№ п/п |
Оценка уровня умения ясно и доступно объяснять материал, балл |
Оценка уровня умения снять усталость и напряжение, балл |
Ранг первого показателя, d1 |
Ранг второго показателя, d2 |
Разность рангов, ∆d |
Квадрат разности рангов, d2 |
1 |
5 |
4 |
7,5 |
1,5 |
6 |
36 |
2 |
4 |
5 |
2,5 |
5 |
-2,5 |
6,25 |
3 |
5 |
8 |
7,5 |
18,5 |
-11 |
121 |
4 |
5 |
6 |
7,5 |
8,5 |
-1 |
1 |
5 |
6 |
5 |
13 |
5 |
8 |
64 |
6 |
5 |
4 |
7,5 |
1,5 |
6 |
36 |
7 |
8 |
7 |
20,5 |
12 |
8,5 |
72,25 |
8 |
5 |
8 |
7,5 |
18,5 |
-11 |
121 |
9 |
7 |
9 |
15,5 |
23,5 |
-8 |
64 |
10 |
8 |
8 |
20,5 |
18,5 |
2 |
4 |
11 |
5 |
5 |
7,5 |
5 |
2,5 |
6,25 |
12 |
4 |
7 |
2,5 |
12 |
-9,5 |
90,25 |
13 |
2 |
8 |
1 |
18,5 |
-17,5 |
306,25 |
14 |
6 |
5 |
13 |
5 |
8 |
64 |
15 |
5 |
8 |
7,5 |
18,5 |
-11 |
121 |
16 |
8 |
6 |
20,5 |
8,5 |
12 |
144 |
17 |
8 |
8 |
20,5 |
18,5 |
2 |
4 |
18 |
8 |
7 |
20,5 |
12 |
8,5 |
72,25 |
19 |
8 |
8 |
20,5 |
18,5 |
2 |
4 |
20 |
8 |
5 |
20,5 |
5 |
15,5 |
240,25 |
21 |
8 |
7 |
20,5 |
12 |
8,5 |
72,25 |
22 |
7 |
8 |
15,5 |
18,5 |
-3 |
9 |
23 |
5 |
9 |
7,5 |
23,5 |
-16 |
25,6 |
24 |
6 |
7 |
13 |
12 |
1 |
1 |
∑ |
300 |
300 |
∑ |
1916 |
Таблица 11
Ранжирование выборки уровень умения ясно и доступно объяснять материал
№ п/п |
1 |
2 3 |
4 5 6 7 8 9 10 11 |
12 13 14 |
15 16 |
17 18 19 20 21 22 23 24 |
значение |
2 |
4 4 |
5 5 5 5 5 5 5 5 |
6 6 6 |
7 7 |
8 8 8 8 8 8 8 8 |
ранг |
1 |
2,5 |
7,5 |
13 |
15,5 |
20,5 |
Таблица 12
Ранжирование выборки уровень умения снять усталость и напряжение
№ п/п |
1 2 |
3 4 5 6 7 |
8 9 |
10 11 12 13 14 |
15 16 17 18 19 20 21 22 |
23 24 |
значение |
4 4 |
5 5 5 5 5 |
6 6 |
7 7 7 7 7 |
8 8 8 8 8 8 8 8 |
9 9 |
ранг |
1,5 |
5 |
8,5 |
12 |
18,5 |
23,5 |
Проверка
∑d1=300, ∑d2=300, ∑=24∙25÷2=300
Так как суммы равны ранжирование проведено верно.
Рассчитываем значение Rэмп
Rэмп=1- 6∙∑d2/N∙ (N2-1)
Rэмп=1- 6∙1916/24 (242-1)=1-11496/13800=0,17
Проведем сравнение значения Rэмп с Rкрит.
5) По таблице определяем критическое значение R для N=24
Rкрит= 0,41 ρ≤0,05
0,52 ρ≤ 0,01
0,17 < 0,41, следовательно, принимаем Н0 и отвергаем Н1 (при ρ≤0,05)
0,17 < 0,52, следовательно, принимаем Н0 и отвергаем Н1 (при ρ≤0,01)
Таким образом, в результате проведенного статистического исследования мы принимаем Н0
IV. Корреляционная связь между исследуемыми показателями связь прямая, очень слабая, незначимая.
V. Взаимосвязь между качествами «Объясняет материал ясно, доступно» и «Умеет снять усталость, напряжение» для преподавателя VI прямая, очень слабая, незначимая.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
Математические основы психологии
Выполнил:
Бобылева О.В.
Вечернее отделение
2 курс
Проверил: канд. биол. наук, доцент
Аликин И.А.
Красноярск 2003
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.