Об оргуправлении. Понятие организации, руководства и управления, страница 6

Итак, специфика руководства или управления определяется не конкретными управляющими действиями: различия в действиях по сути дела нет. И в том, и в другом случае говорят, что надо делать, ибо управление сводят к руководству (как правило). Но управление предполагает такой сложный набор знаний и механизмы его получения. Поэтому управление от руководства по сути отличается знаниями, которые должны быть задействованы при принятии решений. И у нас есть большая литература по принятию решений. Но само принятие решений уже есть факт редукции управления к руководству. И это же создает известные трудности внедрения управления. Хотя во всем мире происходит так называемая революция менеджеров, и утверждается, что управляющие должны быть специалистами и – управляющими особого рода, и нужно менеджеров (или управляющих) специально учить. Но партия отвечает очень четко: не надо учить! Они должны знать политграмоту. И быть по-настоящему преданными людьми.

Реплика: И морально устойчивыми.

Г.П.: И морально устойчивыми. А дальше очень просто поступают. Вызывают и говорят: "Партия требует сделать". А ты дальше соображай, как и что.

С такой ситуацией мы столкнулись, когда проводили первую игру на Белоярской АЭС с молодежью. Туда приходили разные люди смотреть, что там происходит. И где-то за 2 дня до конца меня пригласили к директору АЭС, и тот говорит: "Г.П., вы не можете нам помочь? У нас один реактор остановился. И мы не знаем, что делать. Я, – говорит, – спросил своего начальника в министерстве, тов. Невского, что делать, а он мне ответил: Ты в нашей системе работаешь давно. Так вот, даю два года, чтобы сделал. И – быстро. Сделаешь – пойдешь на повышение в Москву, не сделаешь – тебе в нашей системе места не будет".

И здесь никаких чувств неловкости не бывает. Это вообще стандартный разговор: сделаешь или катись отсюда к чертовой матери. Разговор понятный, простой.

Так вот, он меня спрашивает, не мог бы я помочь. Я отвечаю: "Можно попробовать". И мы начали играть с ними. Это была самая длинная игра, она продолжалась 21 день. Мне тогда им удалось объяснить, что решение проблемы их станции – в их собственных руках. А игротехники – "фирма с ограниченной ответственностью": они только организуют игру и отвечают за ее ход. А решение по содержанию зависит от участников. Там это они все быстро поняли. И работали. В результате этой работы директор станции пошел председателем комитета в Москву. А зам. главного инженера стал новым директором. И он мне пишет: "Г.П., когда приедете в следующий раз? А то мои коллеги работать не хотят, всё вспоминают игру. Хотят играть".

Потом они заказывали нам много игр. Но тогда, первый раз, я очень удивился: оказалось, что руководители первый раз собрались, чтобы обсудить, в каком состоянии их станция. Я спрашиваю: "Как так?" А мне отвечают: "Что вы удивляетесь? Я вот – специалист по радиационной защите. Тот – по другой части. И так – каждый. Вы у директора спрашивайте, какие перспективы у станции". А директор (это был Малышев) говорит: "Коллеги, а я в отличие от вас даже деталей не знаю". А вы, коллега Тамулис, знаете свой город Клайпеду?

Тамулис: Прекрасно знаю. Все ступени прошел.

Г.П.: Вот. Всё у вас есть. И люди знают свой город прекрасно. Там тоже директор был такой. Он тоже все ступени прошел. И когда аварии были, он приходил, брал свинцовую плиту и тащил ее на место аварии, показывая рабочим, как им действовать надо. А один из них говорит: "Директор у нас – на большой палец!" Я однажды хотел сделать нечто, он подошел, как заехал мне по физиономии – у меня до сих пор болит. На большой палец директор. А вы говорите, что бить нельзя при управлении. Вы получили ответы на свои вопросы? Так, еще вопросы.

Вопрос: Что такое предпринимательство?