При этом, "выполнять работу" есть каждый раз способность этих людей. И как мне лет 15-20 назад ответил один зам. министра на вопрос, как он руководит. Он говорит: "Вызываю, кладу кулаки на стол и говорю: "Слушай, милый, ты должен делать то-то и то-то. А если не сделаешь, в порошок сотру". Если, – говорит, – так скажу, будут делать. Если не скажу, не будут. У нас, – говорит, – так в министерстве принято".
А кто-то мне рассказывал, что лет 20 назад так Совет Министров работал. У каждого зам. председателя Совмина были разные карандаши. Все знали, что если он свою подпись поставил зеленым карандашом, надо выполнять, а если черным, можно не выполнять.
Так что такое управление процессом? И что для этого нужно знать?
Итак, я прорисовываю некоторую предполагаемую траекторию движения процесса и предполагаю, что управляющий должен иметь какие-то цели. Постановка целей – дело очень сложное. Горисполком должен управлять развитием города Клайпеды. Но прежде он должен ответить на вопрос: каковы цели развития? Или, по крайней мере: что он должен достичь? И какой же пред. горисполкома может на этот вопрос ответить? Может быть, коллеги, у вас есть на примете такой пред. горисполкома? Молчат. Но это понятно.
При этом определение целей еще очень сложно в силу того, что оно бывает разным. Может быть управление по представлению о продукте, который нужно получить. Тогда создаются некие идеалы: ид.1, ид.2. И это обязательно предполагает проект конечного состояния, в которое нужно переводить систему в процессе управления. И как только вы представите эту ситуацию, вы поймете, почему у меня есть основания говорить, что в стране никто ничем не управляет. Ибо реально поставить для НИИ, предприятия или еще для чего-то такое целевое задание никто практически не может. Поэтому Госплан из этой ситуации выходит просто. Он говорит: чтобы у нас было столько-то и столько-то. И это называется "планирование от достигнутого". У нас производилось 17 млн. т. стали, а теперь надо, чтобы было 19,5. Почему столько? – Смотрит, что было сделано за год-два-три его предшественниками.
Пример. У меня был в 50-е годы один очень сложный разговор. Опубликовал я тогда статью в "Известиях", называлась "Технологии мышления". Вдруг вызывает испуганный директор института, в котором я тогда работал, и говорит: "Вас просит прийти зам. министра". Пришел. А зам. министра говорит: "Прочел вашу статью. Думал, что уже в нашей Академии ничего такого не может быть. Очень мне понравилось". Я кланяюсь, улыбаюсь. А он говорит: "Вы мне можете разработать программу развития советской школы на ближайшее время?" Я говорю: "Могу". Он спрашивает, сколько времени для этого потребуется. Я говорю: "Две недели". Он говорит: "Ой, как здорово!" Прихожу через две недели, кладу ему. Он листает это (такой красивый был зам. министра образования, такой весь татуированный – как раз для образования), листает, а потом говорит: "Вы что, надо мной смеетесь?" Я удивляюсь и думаю: дело трудное. "В чем дело?" – спрашиваю. А он: "Вы тут пишите, что это – для развития образования на 50 лет. А зачем же мне на 50 лет нужно? Мне максимум нужно на 2 года, чтобы я пришел в ЦК партии и показал там. А что делать с 50 годами. Вы считаете, что я должен работать на своего приемника? Нет, я на приемника работать не буду. Вы мне что-нибудь серьезное напишите, но на 2 года: как должна развиться наша система образования за 2 года".
Я говорю: "Как же за 2 года для системы образования? Для этого минимум надо 70 лет. Поэтому я кусочек взял". А он: "Нет. Это несерьезно". А дальше объяснил: "Мне ведь важно что? – Чтобы за это время, пока я здесь за это отвечаю, наша сфера не стала хуже. Мне лучше не надо. Но хуже не может стать".
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.