Взаимодействие нескольких этносов

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Этнос - исторически возникшая устойчивая социальная группировка людей, представленная племенем, народностью, нацией. Основным условием возникновения этноса является общность: самосознания - сознания своего единства и отличия от всех других подобных образований; территории; языка и культуры, дополнительными условиями могут служить общность религии и близость в расовом отношении.

Специфика появления этнических особенностей людей формировалась и закреплялась в процессе развития этнической общности и межэтнического взаимодействия (разнообразные контакты между этносами, ведущие к изменению индивидуальных и социальных характеристик каждой из взаимодействующих этнических групп и их отдельных представителей, а так же интеграции их определенных качеств и свойств).  Существует такие виды этнического взаимодействия:

-  воздействие (один – активен, другой – пассивен),

-  содействие (на равноправных началах оказывают помощь и поддержку друг другу),

-  противодействие (когда представители этноса встречаются с чем-то новым, нетрадиционным, в том числе, и с непривычным складом мышления, другими нравами и порядками, альтернативными взглядами и т.п.).

Между этносами существуют различия в том, как используются средства коммуникации в межличностном общении. Представители низкоконтекстных культур (американцы) больше внимания уделяют содержанию сообщения, на то, что сказано, а не на то – как, их коммуникация мало зависит от ситуации. В высококонтекстных культурах (представители восточных этносов) при передаче информации большое внимание уделяется контексту сообщения, тому с кем и в какой ситуации происходит общение. Низкоконтекстной культуре характерна беглость речи, точность использования понятий и логичность высказываний, тогда как высококонтекстной – расплывчатость и неконкретность речи, дифференциация эмоциональных категорий. Чем больше зависимость от ситуации, тем больше внимание уделяется невербальному общению – мимике, жестам, прикосновениям, контакту глаз и т.п.

При взаимодействие с представителем другого этноса, необходимо помнить, что он является носителем национального самосознания (проявляется в восприятии, мышлении, особенностях действий и представителей этнической общности, проникает во все сферы жизнедеятельности этноса), а так же носителем определенных этнических норм (обладают такими же свойствами как и национальное самосознание и одновременно являются его составляющим и средством реализации), традиций и обычаев. Этническая норма – это требования к личности и специфическим малым группам со стороны этноса в целом, образец этнических суждений и предписание поведения, действий поступков, целесообразных и обязательных с точки зрения этноса. Они являются прародителями всех социальных норм. К проявлениям этническим нормам можно отнести традиции, обычаи, этнические правила и принципы, этнические стереотипы и т.д.

Еще одним не менее важным компонентом, который необходимо учитывать при взаимодействие с клиентом – представителем другого этноса, является этническая (национальная) установка – состояние внутренней готовности личности и группы на специфические для каждой из них проявления чувств, интеллектуально-позновательной и волевой активности, характера взаимодействия, общения и т.п., соответствующие сложившимся национальным традициям. Такая установка является самой  устойчивой социальной установкой, кроме того она консервативна по содержанию, содержит ярко выраженные образы, передается из поколения в поколение, всегда опосредует поведение человека как представителя конкретного этноса, заложена в память психического склада представителей конкретной этнической общности и извлекается из нее автоматически. В соответствии с той или другой социальной установкой человек специфически воспринимает сложившиеся обстоятельства и своеобразно действует при общении с представителями других этносов.

Национальные установки отчетливо видны в национальных стереотипах, которые образуются в результате функционирования национальных обычаев, традиций и нравов, но в отличая от них, остаются на уровне скрытых субъективных умонастроений. Национальные стереотипы существуют как: стереотипы этнического поведения – устойчивые схематизированные модели поведения, являющееся результатом национально осмысленного опыта и свойственные всем представителям данной этнической общности; и национальные стереотипы воспитания – устойчивые образы, сложившиеся у представителей тех или иных этнических общностей и проявляющиеся в тесной взаимосвязи своих когнитивных и эмоциональных компонентов. Национальные стереотипы могут быть направлены на свой этнос, как правило, представляют собой комплекс положительных оценок, так и на другие этносы, но здесь национальные стереотипы могут быть уже и положительными и отрицательными. На изменение стереотипов могут влиять условия и особенности социализации, уровень образования и интеллекта, личный опыт взаимодействия со стереотипизируемым объектом.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Социология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
44 Kb
Скачали:
0