Временное трудоустройство несовершеннолетних Управлением федеральной государственной службы занятости по Краснодарскому краю

Страницы работы

Содержание работы

Близятся новогодние каникулы, когда почти две недели вся страна будет предаваться праздной неге. А перед праздниками принято подводить итоги прошедшего года. Временное трудоустройство несовершеннолетних является одним из важнейших направлений для Управления федеральной государственной службы занятости по Краснодарскому краю. Эта форма социальной поддержки молодежи всегда актуальна.



Социологические опросы краевой службы занятости показывают, что 70 процентов старшеклассников не только располагают деньгами на карманные расходы, но и хотели бы не просить их у родителей. Наряду с самостоятельным обращением к работодателям, такая возможность предоставляется подросткам при посредничестве районных, городских центров занятости населения в рамках реализации "мероприятий по организации временного трудоустройства граждан в возрасте от 14 до 18 лет с материальной поддержкой из федерального бюджета". Так официально квалифицируется целое направление работы с несовершеннолетними.
Его социальная значимость неоспорима: знакомство с формами организации труда на производстве, отношение к своим обязанностям и деньгам, умение строить отношения в коллективе в дальнейшем сказываются на профессиональной карьере. Ну а о том, что четырнадцатилетний ребенок, трудоустроившись, впервые начинает понимать значение личных документов -- паспорта, трудовой книжки, свидетельства государственного пенсионного страхования, идентификационного номера налогоплательщика, и вовсе излишне. Эта сторона гражданского формирования личности связана с такими важнейшими понятиями, как заключение срочного трудового договора, знакомство с распорядком рабочего дня и должностными инструкциями, соблюдением техники безопасности, которые в течение всей жизни регулируют права и обязанности человека на производстве.
Трудоустройство подростков на временные и сезонные виды работ при содействии центров занятости помогает решению двух проблем. Во-первых, оно ставит заслон неконтролируемому использованию детского труда, а во-вторых, способствует сокращению безнадзорности и беспризорности с их неизбежными спутниками: подростковым алкоголизмом и наркоманией. Не случайно в соответствии с постановлением главы администрации края об организации отдыха и оздоровления детей подростковая трудовая занятость является обязательной составляющей муниципальных целевых программ "Лето". Так, например, в нынешнем году около двух тысяч работодателей стали участниками этих программ, предоставив более 33 тысяч специализированных рабочих мест. В результате почти 40 тысяч старшеклассников, учащихся профессиональных колледжей, воспитанников специализированных и реабилитационных учебных заведений в возрасте от 14 до 17 лет получили возможность заработать.
Для многих это были первые трудовые деньги, а для некоторых подростков - порой единственный доход, принесенный в семью. Наиболее организованно привлечение к сезонным и временным видам работ поставлено в Тихорецком, Староминском, Выселковском, Славянском, Кропоткинском, Приморско-Ахтарском, Ленинградском, Сочинском, Щербиновском, Красноармейском, Белоглинском, Динском, Крыловском центрах занятости населения. Там в муниципальных программах трудоустройства было задействовано от 25 до 50 процентов подростков, проживающих в этих районах и городах.
Понятно, пик активности приходился на период летних каникул. Только в июне -- августе в центры занятости обратилось свыше 28 тысяч несовершеннолетних. Всем им было оказана помощь в получении посильной работы. А это ни много ни мало -- 70 процентов от общего числа трудоустроенных в текущем году (за 11 месяцев).
Следует отметить одну примечательную деталь. Свыше 12 тысяч учащихся общеобразовательных школ, учебных заведений начального и среднего профессионального образования в течение года совмещали учебу с временной работой. Их ежедневная "рабочая смена" была в два раза короче, чем во время летних каникул, но сумма материальной поддержки из федерального бюджета при этом оставалась прежней. После занятий ребята работали в библиотеках и архивах, убирали дворы и ухаживали за животными, зелеными насаждениями. В среднем стоимость рабочего дня программы трудоустройства несовершеннолетних, в зависимости от числа участников, колеблется от 720 до 1080 рублей, направленных из федерального бюджета.
Специалисты краевого Управления федеральной государственной службы занятости с особой заботой и чуткостью относятся к подросткам, оставшимся без попечения родителей, сиротам и несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья. За 11 месяцев текущего года совместно с органами образования и социальной защиты на временные работы было трудоустроено более двух тысяч представителей этих категорий. Более половины из них прошли через центры занятости населения в Краснодаре, Тимашевске, Кропоткине, Усть-Лабинске, Выселковском и Гулькевическом районах.
Пожалуй, наиболее горячее желание получить хоть какую-нибудь работу проявляют подростки с ограниченными возможностями здоровья, сироты и те, кто состоит на учете в муниципальных центрах социальной помощи семье и детям. Для них это не просто возможность иметь "карманные деньги", но еще и реальный шанс расширить круг общения со сверстниками.
Выселковский центр занятости населения не один год сотрудничает с Березанской
коррекционной школой-интернатом. В нынешнем году труд воспитанников, которые привлекались к ремонту здания школы-интерната, благоустройству территории вокруг памятников воинам погибшим в Великой Отечественной войне, был оплачен из средств федерального бюджета. А подростки, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, в рамках краевой программы "Радуга", были заняты на предприятиях агропромышленного комплекса "Выселковское" ЗАО "Фирма "Агрокомплекс", ГП УКК "Выселковский", ЗАО "Рассвет", ЗАО "Нива" и в выполнении сельскохозяйственных работ. В Краснодаре в соответствии с программой "Радуга" служба занятости ежегодно оказывает содействие во временном трудоустройстве с выплатой материальной поддержки из федерального бюджета учащимся Старокорсунского детского дома и спецшкол № 21 и № 26.
Из 28 тысяч несовершеннолетних, особо нуждающихся в заботе государства, почти две с половиной тысячи входят в группу "социального риска". Попросту говоря, состоят на учете в органах профилактики подростковой преступности. В этой связи состояние криминогенной среды в населенных пунктах во многом зависит от внимания со стороны муниципалитетов к трудовой занятости таких детей.
В Кропоткине, например, наработан обширный опыт тесного взаимодействия центра занятости населения с мэрией, комиссией по делам несовершеннолетних и управлением городского образования. Их общими усилиями было устроено на работу 99 процентов подростков из малообеспеченных семей, среди которых 103 человека состояли на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.
Сотрудничество в трудоустройстве школьников между общеобразовательными учреждениями и службами занятости уже стало традицией. На временные работы по подготовке школ к новому учебному году (наклейка обоев, окраска панелей), наведению санитарного порядка на территориях, выполнению обязанностей помощников воспитателей летних оздоровительных площадок, ремонту книг в библиотеках, оформлению стендов, систематизации материалов и экспонатов в музеях, мелкому ремонту одежды, было привлечено 15 тысяч старшеклассников, 1470 учащихся школ-интернатов для детей сирот и 800 учащихся профессионально-технических училищ. Рядом с ними в период летних каникул работали квалифицированные специалисты, осуществлявшие шефство.
По завершению школьных ремонтов службы занятости и органы образования продолжали взаимодействовать в вопросах организации трудовых отрядов, где работодатели создавали ни только рабочие места, но и условия для отдыха, обеспечивая проживание, питание и педагогическое сопровождение. Четыре с половиной тысячи подростков края с удовольствием трудились и отдыхали в течение всего лета в таких отрядах и лагерях.
Следует отметить, что в текущем году более пяти тысяч подростков было трудоустроено по трехсторонним договорам: центр занятости населения -- работодатель -- органы по делам молодежи. А почти три с половиной тысячи мальчишек и девчонок трудились в рамках краевой программы "Дети улиц". Из них 920 человек выполняли работы по ремонту дворовых площадок и клубов.
В Тихорецком районе в рамках программы "Дети улиц" было задействовано более 700 подростков, из них 92 человека -- по договору между центром занятости и МУ "Молодежный центр". В Староминском районе МУКСОП "Молодежный центр" временно трудоустроил 60 подростков вожатыми на детских дворовых площадках. В Армавире, Гулькевичском и Славянском районах программа "Дети улиц" дала возможность подзаработать более чем 400 несовершеннолетним.
Предприятия агропромышленного комплекса края привлекли на сезонные работы 5,5 тысячи юных граждан в возрасте от 14 лет до 17 лет. Причем 2360 краснодарских подростков в трудолюбии и сноровке не уступали своим сверстникам из Динского, Темрюкского и других сельских районов.
Центры занятости сегодня активно развивают наметившиеся контакты в новых сферах деятельности. Так, например, наряду с традиционными видами труда Славянский центр занятости направил 114 подростков в "Студенческие трудовые отряды", Кореновский -- 29 подростков в "школьные лесничества", Анапский -- 55 подростков на предприятия курортно-туристического бизнеса, Геленджикский, Крымский и Ленинградский -- 136 подростков для выполнения работ по охране и реставрации историко-культурных памятников.
Организация занятости подростков тесно связана с финансовыми затратами. За 11 месяцев 2005 года при консолидации бюджетов различных уровней и внебюджетных средств они составили более 45 миллионов рублей. Наибольшая доля -- 45 процентов -- выплачена подросткам как материальная поддержка из федерального бюджета.
Во всех районах и городах края при трудоустройстве подростков центрам занятости созданы равные условия для получения средств из этого источника. Главным условием их освоения являются вложения работодателей в создание рабочих мест и оплату труда. Расходы работодателей увеличиваются пропорционально росту минимального размера оплаты труда в России и составляют почти 28 процентов в общем объеме затрат.
Расходы местных бюджетов на оплату труда подростков по сравнению с прошлым годом увеличились на 15 процентов. Их доля в общем объеме финансирования программы составляет 27 процентов. Заработную плату из средств местных бюджетов получили 24,6 тысячи несовершеннолетних граждан, работавших в муниципальных учреждениях, или 62 процентов подростков, трудоустроенных при посредничестве службы занятости края в текущем году. В Белоглинском, Кавказском, Новокубанском, Отрадненском, Староминском и Тимашевском районах, где центры занятости испытывали трудности в заключении договоров с работодателями, более 90 процентов, школьников внесли свою лепту в "семейный кошелек" заработком, профинансированным из местного бюджета.
Практика показывает, что занятость несовершеннолетних на условиях временного трудоустройства выгодна и работодателю, и подростку, и обществу. Совместные усилия предпринимателей края, органов местного самоуправления и службы занятости позволяют позитивно влиять на воспитание молодежи, готовить достойный кадровый потенциал для экономики Кубани.
Управление федеральной государственной службы занятости населения по Краснодарскому краю выражает благодарность работодателям, создавшим на своих предприятиях рабочие места для трудовой адаптации несовершеннолетних, проявившим заботу о подрастающем поколении молодых кубанцев. По словам начальника управления Владимира Луговского, это свидетельствует о том, что и в рыночных условиях добрые традиции наставничества, шефства над молодежью живы и набирают силу.
Саша ДАРЬИНА.


Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Социология
Тип:
Доклады
Размер файла:
44 Kb
Скачали:
0