Введение
Глобальной целью педагогической деятельности является всестороннее и гармоничное развитие личности, что подразумевает воспитание, обучение, образование, социализацию и творческое саморазвитие человека. На это направлен целый комплекс общественных наук, в том числе и активно развивающаяся меЖдИсциплинарная научная отрасль библиотерапия.
В связи с новыми социальными реалиями библиотерапия оказалась очень востребованной. Это связанно, прежде всего, с тем, что современныIй человек испытывает на себе воздействие комплекса негативных факторов, отрицательно влияющих на его психическое и физическое здоровье. Мировой опыт свидетельствует о том, что в борьбе со всеми этими воздействиями, наряду с другими средствами, весьма эффективной может быть и библиотерапия, способствующая наращиванию адаптационного потенциала личности.
Библиотерапия часто рассматривается в основном как «лечение КНИГОЮ>, что заметно сужает круг решаемых данной научной сферой проблем. Цель моей работы - дать представление о библиотерапии как научной дисциплине и практической деятельности, имеющей целью целенаправленное воздействие через книгу на читателя - пациента, а различных дискомфортных и кризисных ситуациях; информационно психологическую защиту личности, ее адаптацию и коррекцию поведения.
Чтение очень часто считают простым навыком, при котором смысл и ценность прочитанного ставится в зависимость от механической способности узнавать слова и сохранять в наличии факты. Книга, как объект чтения, благодаря своему уникальному свойству, может действовать на человека «центробежно и центростремительно» оказывать существенную терапевтическую помощь в различныIx критических ситуациях с помощью образов, эстетического восприятия, подражания ит.п. Поэтому для клинической практики основная ценность библиотерапии заключается в том, что она обеспечивает значительный эффект: способствует адаптации личности к различныIM критическим ситуациям и ощутимо оптимизирует лечебно реабилитационный процесс, оказывает профилактическое воздействие. На современном этапе потенциал библиотерапии значителен, особенно в плане использования ее в лечеБныIx целях, воздействия на психическое здоровье человека. От состояния психического здоровья во многом зависят счастье и долголетие отдельного человека, и процветание всей нации.
Любое нарушение психического здоровья связано с одной стороны с врожденными особенностями психики, с другой - с воздействующие на него факторами - чрезмерными нагрузками, вызывающими стресс, и психотравмами.
В борьбе за психическое здоровье человека библиотерапия основную роль отводИТ литературе.
Библиотерапия имеет двойную направленность - клиническую и гуманистическую: способствует выздоровлению больного человека, с одной стороны, с другой - помогает здоровым людям приспособиться к окружающей действительности, повышает уровень межличностных контактов.
Библиотерапия является перспективныIM направлением, которое следует активно развивать, причем в тесном взаимодействии с другими отраслями знаний - психологией, педагогикой, социологией и Т.д.
1.0сновы библиотерапии.
1.1. Библиотерапия. Общее понятие.
Характерной особенностью научного познания начала21 века, является как отмечают современные ученыI,, превращение проблем человека в предмет рассмотрения целого ряда наук. Библиотерапию относят к циклу общественных наук, поскольку объектом ее изучения является личность, существующая в рамках определенного общества. В то же время она находится на стыке библиотековедения и медициныI, являясь составной частью психотерапии.
Таким образом, эта междисциплинарная наука, основным объектом которой является читатель - пациент, непосредственно взаимодействует с естественными, общественными, экономическими и техническими науками.
В отечественной и зарубежной литературе существует несколько определений понятия «библиотерапия»: библитерапия - лечебное воздействие на психику больного человека при помощи книг; Библиотерапия - использование специально подобранных информационных материалов в качестве вспомогательного лечебного средства в медицине и психотерапии.
Несмотря на различие в формулировках, суть определений одна руководство чтением, учитывющееe проблемы личности. Поэтому большинство специалистов единыI во мнении, что эта наука, возникшая на стыке медицины и библиотечного дела, связана с активныIM вовлечением человека в чтение на основе синтезирования ситуацией
обслуживания с целью его изменения или решения его личных проблем.
Под библиотерапией следует понимать науку, нацеленную на формирование у человека навыков и способностей противостоять неординарным ситуациям, укреплять силу воли, повышать интеллек'I)'альный и образовательный уровень на основе синтезирования СИ'I)'ации чтения. Библиотерапия - специфический метод руководства чтением для библиотенаря и психотерапевтическая методика для врача.
Отечественные ученыIe В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, К.М. ПЛатонов доказали, какое огромное воздействие оказьmает на человека слово причем не только произнесенное, но и прочитанное.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.