1. Вступление
Рисование и другая художественная деятельность всегда были неотделимы от достижений человека. Еще в доисторические времена люди с помощью рисунка и резьбы выражали свои чувства и увековечивали события. Очень вероятно, что визуальные формы искусства вначале служили практическим целям, а не только эстетическим. Перед тем, как развился фонетический язык, люди общались с помощью з~тельных символов.
До начала ~tg-шнего столетия ученые концентрировали свое внимание на спонтанной литературе и классической продукции психических пациентов. Серьезное изучение этого вопроса началось лишь в 20-е годы прошлого столетия с фундаментальных работ Принцхорна, основанных на анализе нескольких тысяч душевнобольных. В России в 1926 году Карпов один из первых увидел возможности рисования как средства лечения. В США изобразительные средства в психотерапевтическом процессе применил Левис в 1925 году при анализе сновидений своих пациентов.
После триумфа психоанализа, опытные терапевты могли лучше интерпретировать символику предметов искусства, созданных людьми с эмоциональными расстройствами.
Фрейд представил гипотезу о том, что символы представляют утраченные воспоминания и в результате интрапсихического стресса проявляются в снах и художественном творчестве. Он считал, что с помощью символов можно передать наполненное беспокойством содержание, они также защищают личность от страха. Юнг доказывал, что символы представляют личный опыт, который частично сформировался. Он также указывал, что творчество - это главный элемент процесса терапии, приписывая особое значение образам в форме архетипов с универсальным значением.
Теории Фрейда и Юнга, касающиеся бессознательных процессов, происходящих в сознании, стали основой для психотерапевтов, пользующихся искусством в диагностической работе.
2. Арттерапия как отдельная дисциплина.
Подобно практически всем формам психотерапии, арттерапия берет свое начало в психоанализе. В традиционном подходе арттерапия является придатком к психоанализу, позволяющим укрепить вербальную коммуникацию и использовать символические интерпретации, возникающие в картинах пациентов. Искусство как терапевтическая техника впервые была применена в 1966 году М.Наумбург (акцент делался на свободные ассоциации и интерпретации). Как вспомогательную технику, Наумбург предлагала включить спонтанный рисунок. Использованная в этом подходе экспрессия с помощью искусства становил ась фундаментом, на основе которого искали конфликтные моменты и производили их интерпретацию. Ценность арттерапии видели в аутентичности ее выражения в расширении коммуникации, где рисунок являлся частью символического ответа.
Э.Крамер представляла другое отношение к арттерапии, работая исключительно с детьми (1971). Считала, что художественный процесс сам по себе имеет оздоровительное действие, не требуя вербального комментатора. Задача терапевта при этом состоит в привлечении к творчеству и предоставлении технической помощи и эмоциональной поддержки. В результате возник спор между двумя концепциями: одна подчеркивала творческий аспект художественного опыта, другая делала упор на терапевтический инсайт, полученный при помощи искусства.
Большое влияние на развитие арттерапии оказала Х.Я. Квятковска (1978), которая включила ее в диагностику и лечение семей. Художественная сессия с участием всех членов семьи действует терапевтически и укрепляет общие семейные отношения. Семейные рисунки приносили множество диагностической информации, касающейся связей между членами семьи, того, как они видят свои роли и статус в семье.
Позднее из-за гуманистического направления в психологии арттерапия стала самостоятельной терапевтической техникой, в которой особое' внимание уделяется самому произведению. Райан (1973) ввел художественную деятельность в группах, направленных на развитие посредством опыта, что обогатило аутоэкспрессию, самовосприятие и интеракции в группе. После таких новаторских введений начали возникать все более новые варианты, и в 60-х годах арттерапия уже считал ась отдельной профессиеЙ.
,-- Варттерапии пациентам предлагаются разнообразные занятия
. изобразительного и художественно-прикладного характера (рисунок,
, ,,", J-" графика, жyrвопись, скульптура, мелкая пластика, резьба, выжигание, / . f,r' ~i!..-Q.... (,. чеканка, батик, гобелен, мозаика, фреска, витраж, поделки из меха,
f;Vl- t.,.V . .! ~J&
, г кожи, тканей и др.), которые направлены на активизацию общения с
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.