АНАЛИЗ
работы педагога-психолога Детского дома-школы №59
за 2001/2002 учебный год
В своей психолого-педагогической работе осуществляю следующие цели:
I. Осуществлять психолого-педагогическое сопровождение воспитанников в процессе обучения.
II. Формировать и развивать индивидуальные способности воспитанников для успешной адаптации и социализации за пределами детского дома.
Основные задачи:
1) Проводить диагностическое обследование по выявлению индивидуальных особенностей ребенка и динамического отслеживания.
2) Создавать интегрированные программы по обучению, развитию и коррекции интеллектуальной и личностной сфер ребенка.
3) Адаптировать к условиям детского дома апробированные методики современных авторов.
4) Работать по созданию благоприятного психологического климата в детском учреждении.
5) Осуществлять консультативную работу с членами педагогического коллектива по проблемам психологии воспитания и обучения детей.
В течение года мной велась интенсивная работа по достижению поставленных целей и задач. Свою психолого-педагогическую деятельность осуществляла с воспитанниками дошкольного отделения (подготовительная группа) и учащимися 1-4 классов. Таким образом, на начало учебного года мной было обследовано 73 ребенка. В исследовательской работе применялись апробированные методики современных авторов: проективные рисуночные тесты, общеинтеллектуальные (Леонтьев, Равен), а также проводилось наблюдение за детьми на занятиях (в учебном процессе), во внеурочное время (на переменах, в семье), собеседование с воспитателями и учителями, социометрическая методика – в подготовительной группе, 1 классе.
Таким образом, учитывая индивидуальные особенности детей, мной было сформировано 19 подгрупп по 3-4 человека, и 8 детей посещали индивидуальные занятия. Вся коррекционно-развивающая работа разрабатывалась с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей на основе программ журнала «Школьный психолог», Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» и др. В ходе работы особое внимание уделялось адаптации детей в 1 классе и вновь прибывших в детский дом. По решению данной проблемы у меня уже имеются положительные результаты (см. таблицу № 1), но и на следующий год необходимо продолжать разрабатывать программу по адаптации детей в новых условиях.
В сфере развития познавательной деятельности также наблюдаются значительные результаты, особенно хочется отметить положительную динамику у следующих детей: Богданов Ж., Ильиных Д., Кицура М., Кувандикова К., Курчанова Л., Солонышкова К., Сабанова К. и др. На следующий год планируется больше уделять внимание развитию памяти и наблюдательности. В работе с детьми выявляются проблемы межличностного общения. Ребята испытывают трудности в принятии друг друга, не могут организовать совместную игру. Поэтому в будущем я планирую разработать программу по сплочению детского коллектива и развитию некоторых личностных качеств (элепатия, взаимоподдержка).
Динамика качественных изменений по результатам психокоррекционной работы по запросам, через индивидуальные и групповые формы работы отражена ниже в таблице.
Также психолого-педагогическое сопровождение осуществлялось через ШПМПК, где мной представлялись результаты углубленной диагностики, динамического наблюдения. Всего за год было 19 встреч. Это позволило решить вопрос о программе обучения следующих детей: Иванов С., Сотникова О., Кувандикова Н. Несколько детей оставлены на осень и находятся под динамическим наблюдением (Вигуляров М., Ширшов К., Сотников В., Куклев С., Макеев В., Малиниченко Д., Васильева Т.)
В течение года велась консультативная работа с детьми и отдельно с членами педагогического коллектива с последующим представлением психологических рекомендаций. Консультации проводились с воспитателями 9,10,1,2,4,3,7 семей, учителями 1-5 классов. Всего было 74 консультации.
Также выступала на семинарах, методических объединениях учителей и воспитателей по темам: «Место педагога-психолога в школе», «Методы педагогического воздействия на ребенка в проблемной ситуации». Регулярно повышаю свой профессиональный статус через методические объединения психологов и самообразование.
Дальнейшую профессиональную деятельность планирую осуществлять в соответствии с поставленными целями и основными задачами, а также уделять особое внимание психологическому развитию каждого ребенка.
04.06.2002 года
в процессе психокоррекционной и развивающей работы
за 2001/2002 учебный год
Психологические характеристики |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Общее количество детей по данной категории |
|||
Кол-во детей |
% |
Кол-во детей |
% |
Кол-во детей |
% |
||
1.Когнитивная сфера невербального содержания |
13 |
31,7 |
20 |
48,8 |
8 |
19,5 |
От 73 детей 41=56,2% 41=100% |
2.Когнитивная сфера вербального содержания |
12 |
26,7 |
23 |
51,1 |
10 |
22,2 |
45 р.=61,6% 45 детей=61,6% |
3.Устойчивость эмоционального состояния |
15 |
20,5 |
36 |
49,3 |
22 |
30,2 |
73 ребенка=100% |
4.Поведенческая саморегуляция |
17 |
23,3 |
41 |
56,2 |
15 |
20,5 |
|
5.Самооценка |
23 |
31,5 |
41 |
56,2 |
9 |
12,3 |
|
6.Адаптация |
55 |
75,3 |
12 |
16,4 |
6 |
8,3 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.