Развитие государства и права во второй половине XIX века, страница 5

c.  Волостные суды для крестьян. Разбирали специфические крестьянские дела.

Предусматривается создание верховного уголовного суда.

В 1872 году формируется Особое присутствие Правительствующего сената для рассмотрения дел о государственных преступлениях.

Принятие новых принципов правосудия (право на защиту) принудили к созданию нового типа защитников. Раньше этим занимались сословные представители, различные ходатаи. В этой связи формируется адвокатура – присяжные поверенные. Создавались специальные коллегии присяжных поверенных. Прием в такие коллегии предусматривал наделение их участников особыми правами. Можно было участвовать в сдебном процессе либо как представитель стороны, либо как защитник обвиняемого. Для работы присяжным поверенным было небходимо высшее юридическое образование, стаж работы по юридеской профессии не менее 5 лет. Некотоые дела предусматривали обязательное присутствие защитника на процессе.

Реформировалась система следствия, прокуратура (при судах назначались прокуроры и их товарищи, выступавшие государственными обвинителями). Судебная реформа затронула практически все судебные учреждения для реализации положений судебных уставов. Реформа оказалась наиболее последовательной среди других буржуазных реформ.

2.  Земская и городская реформа.

А. Земская реформа.

Появляется большой класс земельных собственников (крестьяне). Принимается решение о создание сословного органа, состоящих из всех сословий. Начало – 1864 года. Предусматривали:

·  Создание земских, губернских органов самоуправлений (распорядительная власть) – собраний.

·  Созданий земских, губернских управ – исполнительный орган.

Эти органы земского самоуправления избирались от трех курий – 1\3 от землевладельцев, 1\3 от крестьян, 1\3 от горожан. Они составляли уездное земское собрание, которое собиралось на 3 года. Земское собрание формировало программу мероприятий, избирало 1\6 из своего состава на губернское собрание, контролировало расходование средств. В ведение земств были переданы прежде всего социальные вопросы (просвещение, здравоохранение и т.д.). Губернские собрания проводились 1 раз в год и имели соответствующие функции, но в рамках всей губернии. Земства имели 2 структуры: на уровне губерний и на уровне уездов. По внутренней линии они подчинялись Министерству внутренних дел и в административном плане подчинялись губернатору. Вот эта замкнутость на местные социальные, хозяйственные вопросы способствовало развитию социальной инфраструктуры на местах. В предыдущий период выстраивалась единообразная бюрократическая структура.