ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра физики
Практикум по развитию
практических навыков по физике
Составители Л.В. Горбанева, Н.П. Петровых
ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ
Цель работы: познакомить студентов с содержанием темы «Явления электромагнитной индукции» курса физики 11 класса. Научить проводить научно-методический анализ учебного материала, обрабатывать демонстрационные опыты и определить их роль при изучении темы, используя основную и дополнительную литературу.
1. Познакомьтесь по программе [1] и учебникам [2, 3] с содержанием темы.
2. Проведите ее научно-методический анализ. Для этого определите научное и политехническое значение темы, возможности ее для развития мировоззрения и мышления учащихся, выделите трудности темы, возможности для внеурочной работы, оцените методическую разработанность темы, используя литературу [4 - 10]. Кратко запишите.
3. Раскройте методику одного из вопросов темы (электромагнитная индукция, индуктивность, самоиндукция, закон электромагнитной индукции, правило Ленца) и напишите фрагмент урока с использованием демонстрационного опыта.
4. Познакомьтесь с демонстрационными опытами по пособиям [7- 9].
5. Выполните опыты. Опишите их, сделайте рисунки, определите роль и место при изучении темы. Запишите результаты измерений и наблюдений.
6. Познакомьтесь с дополнительной литературой. Сделайте для себя выписки.
Схема отчёта по лабораторной работе
· название темы, краткое её содержание в базовой и профильной школе;
· описание всех опытов с рисунками и результатами наблюдений, вычислений, графиками, таблицами и т. д.;
· научно-методический анализ темы;
· описать методику одного из вопросов темы;
· список основной и дополнительной литературы;
· краткое содержание выбранных Вами вариантов опытов из списка дополнительной литературы.
1. Примерная программа среднего (полного) общего образования по физике. Базовый уровень. 10-11 классы. – Физика в школе. – 2004. № 7, с.17. Профильный уровень. 10-11 классы. – Физика в школе. – 2004. – № 8.
2. Касьянов В.А. Физика. Учебник 11 класса. – М. Дрофа, 2001.
3. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика. Учебник для 11 класса.
4. Теория и методика обучения физике в школе. Частные вопросы. / Под ред. С.Е. Каменецкого и Н.С. Пурышевой. М.: ACADEMIA, 2000.
5. Методика преподавания физики в средней школе. Молекулярная физика. Электродинамика. /Под ред. С.Я. Шамаша. – М., 1987.
6.Методика преподавания физики в средней школе: Частные вопросы. /Под ред. С.Е. Каменецкого, Л.А. Ивановой. – М., 1987.
7. Анциферов Л.И. Пищиков И.М. Практикум по методике и технике школьного физического эксперимента. – М., 1984.
8. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе. /Под ред. А.А. Покровского. – М., 1972.
9. Шахмаев Н.М., Каменецкий С.Е. Демонстрационные опыты по электродинамике. – М., 1973.
10. Сауров Ю.А. и др. Электродинамика. Модели уроков. М., 1992.
Дополнительная литература.
1. Саламахо И.К.и др. Демонстрация явления электромагнитной индукции с помощью неоновой лампы. Ф/ш 1999, №1, с.34-36.
2. Бескова О.А. Вариант изучения применения электромагнитной индукции. Ф/ш 1998, №6, с.42.
3. Бойденко B.C. О расширении и углублении понятия «Индуктивность». Ф/ш 1994, №1, с.34.
4.Этапы формирования понятия индуктивности. Ф/ш 1981, №1, с.32-35; 1981, №6, с.22; 1973, №6, с75; 1988, №6, с.63.
5. К изучению самоиндукции. Ф/ш 1994, №4, с 42; 1982, №1, с.29-32; 1987, №6, с.63; 1988, №1, с. 50; 1990, №3, с.57 (урок); 1990, №6, с.2б-30,80; 1981, №6, с.96; 1975, №6, с.84; 1971, №2, с.75; 1968, №6, с.72.
6. К методике изучения правила Ленца. Ф/ш 1985, №6, с.91; 1990, №6, с.71; 1991, №1, с. 52; 1976, №6, с.106; 1973, №6, с.50; 1973, №3, с. 96; 1968, №6, с.71; Квант 1988,№5, с.47.
7. Костычев В. К изучению закона электромагнитной индукции. Ф/ш 1979, №6, с 35-36; 1977, №6, с.55-56; 1973, №6, с.50-51.
8 Зельдович Я.Б. Пути электромагнитной теории. Квант 1988. №2, с.2-8 (история).
9. Газета «Физика». 1995, №№ 2,10; 1996, №№8,21; 1997 №№ 5,19,33,35; 1999, №№13,14, 15.
ОПЫТ№1
Оборудование: гальванометр от демонстрационного вольтметра; амперметр демонстрационный; магнит дугообразный; магнит полосовой; две дроссельных катушки; реостат на 50 Ом; ключ демонстрационный; штатив универсальный; источник тока (батарея аккумуляторов); провода соединительные.
Изучение электромагнитной индукции следует начать с вводных опытов. С одной стороны, они должны напомнить учащимся различные случаи электромагнитной индукции, с которыми они ознакомились на первой ступени обучения, а с другой – послужить достаточным основанием для понимания основного закона электромагнитной индукции и введения правила Ленца. Эти опыты удобно демонстрировать на немногих постепенно перестраивающихся установках.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.