Деление приборов на типы отражает более глубокие различия между ними, и замена в опыте недостающего прибора на прибор аналогичного назначения, но другого типа не рекомендуется. Особенно это касается замены лабораторных приборов на демонстрационные или наоборот. Например, невозможно в демонстрационном опыте измерять силу тока лабораторным амперметром, поскольку ученики не увидят его показаний. Также нельзя в работе физического практикума использовать демонстрационный источник питания, поскольку последний требует для работы сетевого напряжения 220 В, и по правилам безопасного труда работать с ним может только учитель.
8. Классная доска и таблицы
В каждом учебном кабинете есть классная доска, естественно, она имеется и в физическом кабинете. Расположена доска на передней стене, несколько выше или на уровне крышки демонстрационного стола, так что записи на ней видны со всех ученических мест.
Может сложиться впечатление, что с внедрением ТСО, больших экранов, особенно экранов и проекторов, действующих при дневном освещении, при широком использовании графопроекторов, письма ручкой или фломастером на пленке, которая используется в этих приборах, необходимость в классной доске исчезнет, она постепенно будет сокращаться по площади, а возможно, и вообще исчезнет из физических кабинетов, освободив место для более нужных приборов, приспособлений, постоянно установленного экрана. С этим согласиться нельзя.
Классная доска в физическом кабинете есть и будет, так как она принципиально необходима:
- учителю при объяснении нового материала, когда он это объяснение сопровождает соответствующими записями, формулами, рисунками, схемами и чертежами. Изображение всего указанного выше - это процесс, а не элемент урока, так как в этом процессе сочетаются и объяснение, и изображение, подчеркиваются детали, ненужное удаляется, заменяется другим (все это сделать на пленке графопроектора или на ЭВМ не удается, по крайней мере так, как это делает опытный учитель физики);
- ученикам при ответе у доски, который сопровождается необходимыми записями, рисунками, формулами.
Доска часто делается подвижной: ее можно перемещать вверх и вниз. Это позволяет приспособить доску к росту учащихся и учителя. Для увеличения поверхности доски, к ней приделывают крылья.
На части доски делают отверстия и штыри, чтобы некоторые демонстрации проводить не на поверхности стола, а на вертикальной плоскости доски с целью повышения наглядности опытов.
Учитель физики должен хорошо писать и рисовать мелом на доске. Если это не удается сразу, то необходимо прибегать к тренировкам в свободное от уроков время.
На школьной доске обычно имеются специальные держатели для укрепления таблиц.
Таблицы в основном содержат такой иллюстративный материал, который нужен учителю для объяснения учебного материала и который он не может воспроизвести на доске. Однако можно использовать таблицы и для организации деятельности учащихся при проведении опроса, решении задач, выполнении лабораторных работ и т.д.
Таблицы могут комплектоваться в соответствии с учебной программой того или иного курса физики. Бывают таблицы и тематические, т.е. посвященные определенным темам и вопросам курса физики. На таблицах могут изображаться технические устройства, которые невозможно показать в натуральном виде (обычно помимо общего вида устройства приводится его разрез, позволяющий рассмотреть все детали и конструктивные особенности).
В прежние годы таблицы выполнялись на тонкой бумаге, которая свертывалась в рулоны (по классам, темам), учителя их наклеивали на картон. В этом виде таблицы и хранились в особых ящиках, которые обычно помещались под классной доской. Современные таблицы выпускают на плотной ламинированной бумаге, что делает их достаточно долговечными.
В практике работы учителя физики для своих уроков делали самодельные плакаты, ценность которых достаточно велика. Они украшают уроки, делают их более содержательными.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.