Система учебного физического эксперимента, страница 4

Вводная беседа имеет цель выявить готовность учащихся к сознательному выполнению лр. Для этого проводят фронтальный опрос по материалу или в ходе  беседы происходит актуализация необходимых знаний (изученного закона, входящих в него величин, единиц измерения и т.д.). После  этого формулируется цель работы и обсуждается (или оговаривается) ход работы. Дается краткие указания о правилах обращения с приборами и материалами, выдвигаются требования к выполнению работы  и оформлению отсчета.  План работы и вопросы, на которые учащиеся должны дать ответы при работе, обычно записываются на доске. В 9, а особенно в профильных 10-11 классах нужно практиковать такое выполнение лр, при котором во вводной беседе разъясняется только задачи работы. Порядок выполнения работы учащиеся определяют самостоятельно.

Проводя вводную беседу, необходимо обратить внимание учащихся на правила и точность измерений физических величин, на возможные ошибки и меры предупреждения их. Как правило, учащиеся не должны включать без проверки учителя электрические цепи. Осторожное обращение с приборами и соблюдение правил измерений необходимы в каждой работе.

Во всех случаях вступительная беседа должна быть предельно краткой и ясной, поскольку основное время необходимо отвести наблюдениям, измерениям и вычислениям.

Выполнение работы учащимися. После того как учащимся разъяснен весь ход работы, они приступают к её выполнению. Приборы раздаются на столы учащихся. Приступая к выполнению работы, учащиеся знакомятся с приборами, проверяют, все ли необходимое имеется на столах. Затем в соответствии с установленным планом работы они самостоятельно проводят опыты и измерения, результаты измерений заносят в таблицу. Для повышения точности результатов работы следует рекомендовать сделать измерения одной и той же величины 3-5 раз и найти среднее её значение.

В это время учитель проходит по рядам, следит за работой учащихся, дает практические указания или индивидуальную помощь. Особое внимание следует обращать на соблюдение правил измерения и умения пользоваться приборами. Если выявляется типичная ошибка для многих, то необходимо ещё раз обратить внимание всего класса.

Объем работы должен быть таким, чтобы все учащиеся не спеша могли нормально выполнить работу до конца и провести обработку результатов измерений.

Одна из причин, снижающих эффективность флр, - не одновременность выполнения задания различными группами учащихся. Учитель должен осуществлять дифференцированный подход к ученикам: своевременно оказывать помощь тем, кто не успевает, давать дополнительные задания тем, кто выполнил работу раньше других. Дополнительные задания должны расширять, углублять и детализировать содержание лр, причем выполняться они должны, как правило, на тех же приборах, что и основное задание.  Кроме того, в содержание некоторых флр полезно включать элементы самостоятельного исследования.

Например, лр «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» - установит, зависит ли КПД от угла наклона. «Определение мощности, потребляемой электрической лампой» - выяснить, как изменится мощность тока в лампе при перемещении ползунка реостата. Объяснить это явление.

Заключительная беседа. По окончании работы все полученные выводы и результаты подытоживаются и подвергаются коллективному обсуждению. Найденные числовые результаты по очереди сообщаются всеми учащимися, выписываются на доске, проверяются. Находятся средние величины. Ошибочные результаты отдельных учащихся здесь же анализируются и выясняются причины ошибок. Внимательно разбираются не только числовые результаты, количественные зависимости, но и вся совокупность вопросов, вытекающих из проделанной работы.

Проверка отчетов и оценка лр. По выполнению лр ученики составляют краткие отчеты в своих тетрадях. Эти отчеты должны быть тщательно проверены учителем как с точки зрения содержания, так и с точки зрения качества оформления. Оценка лр очень трудно выставить. Поскольку выполнение и оформление отчета составляют единый процесс, то за лр должна быть выставлена одна общая оценка. При этом учителю нужно учитывать степень самостоятельности учащихся в работе, умения учеников, правильность и точность результатов измерений и вычислений, грамотность оформления отчета. Необходимо также учитывать соблюдение правил безопасного труда.