Ознакомление с содержанием темы школьного курса физики 8 класса "Электрические явления". Выполнение демонстрационных опытов "Электризация различных тел", "Устройство и действие электроскопа", страница 4

        Лампу мощностью 60 Вт 220 В и лампочку                                                                  

                                                            6,3 В 0,3 А соединить последовательно к выхо-  

60 Вт,           6,3 В;                                        ду  школьного регулятора напряжения (рис. 3).     

220 В           0,3 А                                         Постепенно увеличивая напряжение от нуля,             

               ~                                           доводя силу тока до 0,3 А. При этой силе тока

            РНШ                                       обе лампочки оказываются в  нормальном  ре-  

                                         рис. 3                         жиме и горят обычным для них накалом.

  Обращают внимание учащихся, что сила тока в лампочках одинакова, так как  они соединены последовательно, однако меньшая лампочка даёт света значительно меньше, чем большая.

Проведенный опыт подтверждает, что эффект тока зависит не только от силы тока. Этот вывод служит основанием для введения понятия напряжения.

После того, как введено понятие напряжение и установлены единицы для его измерения, к прежней установке добавляют вольтметр с пределом измерения на 250 В и измеряют напряжение на зажимах большой лампы. Записывают на доске показания вольтметра. Касаясь проводами от вольтметра зажимов маловольтной лампочки, показывают, что напряжение слишком мало, перестраивают вольтметр на другой предел (15В) и производят измерение.

Следует помнить, что зажигать и гасить лампы надо плавным движением регулятора, но не с помощью выключателя. При резком включении тока нить более мощной лампы накаливается не сразу. В это время  маловольтная лампочка оказывается под повышенным напряжением и перегорает.

 ОПЫТ № 9 ЗАВИСИМОСТЬ СИЛЫ ТОКА  ОТ НАПРЯЖЕНИЯ НА УЧАСТ ЦЕПИ

Вариант А.

Оборудование:    регулируемый источник тока (выпрямитель); электрическая лампочка 6,3 В 0,3 А; амперметр демонстрационный со шкалой на 3 А и с соответствующим шунтом; вольтметр демонстрационный с добавочным сопротивлением 15 В; ключ демонстрационный; соединительные провода.

Соберите электрическую цепь, состоящую из выпрямителя, электрической лампочки на подставке, амперметра и ключа. Выбор типа выпрямителя производится самостоятельно (во время самоподготовки) исходя из номиналов электрической лампочки.

Изменением напряжения питания меняйте силу тока, проходящего через лампу до номинального. Свечение лампы изменяется при изменении силы тока в ней. Включите параллельно лампе вольтметр. Убедитесь в том, что при изменении напряжения на источнике питания изменяется напряжение на лампе и сила тока в цепи.

Вариант Б.

Оборудование: выпрямитель В – 24 М; амперметр демонстрационный со шкалой на 3 А и с соответствующей шунтом; вольтметр демонстрационный со шкалой 15 В (5В) постоянного напряжения с соответствующим добавочным сопротивлением; ключ демонстрационный; проволочная спираль на панельке  (1 Ом, 2 А); соединительные провода.

Соберите цепь по схеме (рис. 4).

                                                        Цель этого опыта – показать, что сила тока в про-

                                           воднике пропорциональна напряжению   на  концах про-                                                                                                      

                                           водника.

                                                        Методику и технику постановки данной демонс-

                                           рации  с использованием  вышеперечисленных приборов          

        рис. 4                          разработайте  самостоятельно и кратко запишите.                            

ОПЫТ № 10 ЗАВИСИМОСТЬ СИЛЫ ТОКА ОТ СОПРОТИВЛЕНИЯ УЧАСТКА ЦЕПИ

Оборудование: выпрямитель В – 24 М; амперметр демонстрационный с шунтом и шкалой на 3 А; вольтметр демонстрационный с добавочным сопротивлением и шкалой на 5 В; магазин сопротивлений демонстрационный штепсельный; ключ демонстрационный; соединительные провода.

I. Цель первой части опыта показать, что сила тока в проводнике зависит не только от напряжения на концах проводника, но и от свойств самого проводника. На основании опыта может быть введено понятие сопротивление. Собирают цепь по схеме (рис. 5), включив в магазин сопротивлений с помощью штепселей сопротивление 5 Ом.