Ознакомление с содержанием темы школьного курса физики 8 класса "Электрические явления". Выполнение демонстрационных опытов "Электризация различных тел", "Устройство и действие электроскопа", страница 2

Тем же способом заряжают второй маятник и показывают их взаимное отталкивание, сдвигая штативы маятников и сближая точки подвеса нитей. После этого один из маятников заряжают палочкой из органического стекла, а другой – из эбонита. Затем сближают маятники, не давая им соприкасаться, и наблюдают притяжение. Раздвинув маятники, подносят поочередно, то к одному, то к другому маятнику заряженную палочку и наблюдают в одном случае – притяжение, а в другом – отталкивание.

При проведении этих опытов обращают внимание на то, что силы взаимодействия между двумя заряженными гильзами или между гильзой и палочкой увеличиваются с уменьшением расстояния между ними.

Результаты наблюдений позволяют сделать вывод   о существовании эл. зарядов  двоякого рода, а также  о том, что однородные заряды взаимно отталкиваются, а разнородные – взаимно притягиваются.

Далее заряжают эл. маятники разнородно и медленно сближают их до тех пор, пока они, притягиваясь, не коснутся друг друга. После соприкосновения гильзы опадают и практически оказываются почти незаряженными. Взаимное ''уничтожение'', или нейтрализация зарядов служит основанием для присвоения разнородным зарядам наименований: ''положительный'' – заряду, полученный на орг. стекле, и ''отрицательный'' – заряду, полученному на эбоните

ОПЫТ № 3  УСТРОЙСТВО И ДЕЙСТВИЕ ЭЛЕКТРОСКОПА.

Оборудование: электроскоп, электрометр, палочка из органического стекла, мех.

Для этого и других опытов по электростатике удобно воспользоваться простейшими электроскопами. Учащимся показывают электроскоп как прибор более чувствительный и удобный, чем маятник, для обнаружения заряда, определения его знака, суждения о величине заряда. Обращают внимание на устройство главной части электроскопа – металлического стержня с двумя подвешенными к нему станиолевыми полосками (или бумажными).  Все остальное служит только для установки главной части  и защиты ее от повреждения.

Для демонстрации действия электроскопа электризуют палочку, а затем заряжают ею электроскоп. В результате отталкивания  одноименных зарядов станиолевые (бумажные) лепестки у заряженного электроскопа разойдутся на больший или меньший угол в зависимости от величины сообщенного заряда.

Следует иметь в виду, что при касании заряженной палочки о стержень электроскопа эл. заряд переходит на стержень только с очень небольшого участка заряженной поверхности вокруг места соприкосновения. Поэтому для более эффективной передачи заряда не ограничиваются прикосновением, а несколько раз проводят палочкой по стержню, каждый раз, повертывая ее в руке. При передаче заряда с заряженного проводника достаточно одного прикосновения.

При медленном поднесении заряженной палочки к стержню электроскопа легко заметить, что лепестки расходятся, когда палочка ещё не касается прибора, а находится на  значительном  расстоянии от стержня, т.е. наблюдается электростатическая индукция. Чтобы избежать этого явления  надо палочку подносить к электроскопу быстрее.

При отсутствии простого электроскопа с двумя листочками можно воспользоваться стрелочным электроскопом.

ОПЫТ № 4 ДЕЛИМОСТЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ЗАРЯДА

Оборудование: пара электрометров, палочка из органического стекла, мех, пробный шарик, кондуктор шарообразный d=50 мм, штатив изолирующий.

Один из электрометра электризуют по возможности сильнее с помощью палочки из органического стекла, натертой мехом. Затем берут пробный шарик за изолирующую ручку и касаются им стержня заряженного электрометра. При этом наблюдается слабое отклонение стрелки вниз.

Прикасаются пробным шариком к стержню незаряженного электрометра и обращают внимание учащихся на то, что он зарядился: его стрелочка чуть-чуть отклонилась.

Повторяют эту операцию, но, наблюдая скачкообразное изменение заряда на двух электрометрах, пока потенциалы на них  не станут равными и дальнейший перенос заряда  данным способом станет возможным.

Далее опыт видоизменяется: переносят заряд с электрометра  не маленьким пробным шариком, а шарообразным кондуктором, закрепленным в изолирующем штативе. В этом случае с каждым переносом заряда стрелка электрометра  будет опадать значительно быстрее и  потенциалы на электрометрах быстрее выровняются.

 Перенося заряды на заземленный проводник, показывают, что в этом случае практически весь заряд может быть перенесен в землю.