Ознакомление с содержанием темы школьного курса физики 8 класса "Электрические явления". Выполнение демонстрационных опытов "Электризация различных тел", "Устройство и действие электроскопа", страница 3

Вывод: проведенные опыты показывают, что заряд, находящийся на электрометре, может делиться на отдельные порции большей или меньшей величины. Это может послужить поводом    к обсуждению вопроса о пределе делимости электрического заряда.

ОПЫТ № 5 ИСТОЧНИКИ ТОКА: ГАЛЬВАНИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ,

АККУМУЛЯТОРЫ

 Оборудование:    стакан толстостенный на 0,5 л,  вставка для электродов, электрод (медный, цинковый, угольный), батарейка от карманного фонаря в обойме, лампочка на подставке, звонок электрический, раствор серной кислоты 0,5 л, таблица устройства батарейки от карманного фонаря, соединительные провода.

В стакан наливают раствор серной кислоты и опускают в него медный и цинковый электроды, закрепленные во вставке. К зажимам полученного таким образом элемента Вольта (э.д.с. – 1,1 В) присоединяют лампочку на подставке (3,5 В, 0,28 А) и демонстрируют её горение.

Заменив медный электрод угольным, повторяют опыт и замечают, что лампочка горит немного ярче (э.д.с. полученного элемента  1,4 В). Вместо лампочки в качестве индикатора тока можно включить электрический звонок.

Наблюдая за горением лампочки, можно заметить, что вскоре яркость её уменьшается и она, наконец, гаснет. Но стоит только вынуть электроды из электролита и протереть мягкой кистью угольный электрод как после погружения электродов в электролит лампочка вновь горит по-прежнему ярко. Этим опытом показывают явление поляризации, заключающееся в выделении водорода на поверхности  ''+'' электрода. Нет  необходимости подробно разъяснять учащимся это явление, однако надо указать на необходимость борьбы с ним. В проведенном опыте водород был  удален механическим путем, обычно же применяют химические соединения, связывающие водород и называемые деполяризаторами.

После проведенных опытов с элементом показывают карманную батарейку и, присоединив к ней приемник тока, демонстрируют ее действие. Устройство батарейки объясняют, пользуясь самодельной стенной таблицей и розданными  учащимся элементами от старых батареек.

ОПЫТ № 6 СОСТАВЛЕНИЕЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ

Оборудование: лампочка на подставке – 2 шт., батарея аккумуляторов (выпрямитель), ключ демонстрационный, провода соединительные.

Собирают установку, как показано на рис. 1. Обращают внимание учащихся на порядок подключения в цепь приборов по направлению  тока от зажима батареи  (клеммы выпрямителя) со знаком ''+'' к выключателю, лампочкам, к зажиму со знаком ''–''. Замыкают цепь и замечают, что лампочки, включенные последовательно, горят слабым накалом.

                              -    +                                                                                                                                         

                 рис. 1                                                                     рис. 2

Для  демонстрации параллельного соединения делают переключения, не переставляя приборов, как показано на рис. 2. Теперь при замыкании цепи лампочки загораются полным накалом.            

Из опыта следует, что  при последовательном соединении лампочек, сопротивление цепи больше, чем при параллельном.

Весьма важно, чтобы для каждой из показанных установок на классной доске были начерчены схемы, и учащиеся с самого начала приучались связывать схематические обозначения приборов и деталей с действительными установками.

ОПЫТ № 7ИЗМЕРЕНИЕ СИЛЫ ТОКА АМПЕРМЕТРОМ

Оборудование: амперметр с шунтом на 3А, лампочки на подставке (6,3 В) – 2 шт., ключ демонстрационный, батарея аккумуляторов (выпрямитель), провода соединительные.

Электрическую цепь, состоящую из аккумуляторной батареи (выпрямителя), ключа, двух лампочек и амперметра, собирают, соединив последовательно. Демонстрацию сборки цепи сопровождают указаниями на приемы составления цепи и способ включения амперметра в цепь для измерения силы тока. После замыкания цепи учащиеся наблюдают горение лампочек и отклонение стрелки амперметра, который при этом показывает 0,2 А. Покажите, что показания амперметра не зависит от его места включения.

ОПЫТ № 8 ИЗМЕРНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ ВОЛЬТМЕТРОМ

Оборудование: амперметр демонстрационный с шунтом и шкалой для измерения переменного тока до 3 А; вольтметр с добавочным сопротивлением и шкалой для переменного тока на 250 В и 15 В; лампа накаливания (60 Вт, 220 В); лампочка на подставке (6,3 В, 0,3 А); регулятор напряжения школьный (РНШ); соединительные провода.