Фоторезистор (рис. 12) представляет собой тонкий светочувствительный слой полупроводника 1, состоящий из сернистого кадмия, нанесенного на круглую изолирующую пластинку 4, края которой запрессованы в кольцеобразную пластмассовую оправу 2. С противоположных сторон полупроводникового слоя сделаны токоотводы 3, которые соединены с двумя запрессованными в оправу электродами в виде вилки 5. Для защиты полупроводникового слоя от загрязнения и атмосферного влияния поверхность его покрыта прозрачным лаком.
Собирают установку по рисунку 13. Фоторезистор ФС-К1 включают в цепь источника постоянного тока напряжением около 4 в последовательно с демонстрационным гальванометром от амперметра. Обращают внимание на малую величину начального тока. Этот ток называют темновым. Он зависит от электрического сопротивления, которым обладает фоторезистор, и от приложенного к нему напряжения.
Далее зажигают электрическую лампу и, медленно приближая и удаляя ее от фоторезистора, наблюдают увеличение и уменьшение тока в цепи. Делают вывод, что сопротивление полупроводников при увеличении их освещенности уменьшается.
Изменение сопротивления под действием света объясняют увеличением количества свободных носителей заряда. Это явление называют внутренним фотоэффектом, а разность между световым и темновым током—фототоком.
Для демонстрации фотореле собирают установку по рисунку 14. В цепь батареи аккумуляторов включают последовательно фоторезистор ФС-К1, поляризованное реле РП-5 и однополюсный выключатель. Контакты реле регулируют так, чтобы якорь мог занимать только два крайних положения, а лампа, включенная в исполнительную цепь, загоралась при освещенном фоторезисторе и гасла при его затемнении.
Фоторезистор освещают электрическим фонариком. Фотореле реагирует на свет и включает сигнальную лампу. Затем пучок света, падающий на фоторезистор, неоднократно и с различной скоростью пересекают рукой. Фотореле успевает каждый раз включить и выключить сигнальную лампу.
Учащимся сообщают, что по этому принципу работают разнообразные автоматические счетчики и сортировщики изделий.
ОПЫТ № 9
НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ РАЗРЯД
1.
Оборудование: 1) разборный конденсатор на изолирующих штативах, 2) электрометр, 3) выпрямитель высоковольтный или электрофорная машина, 4) эбонитовая и стеклянная палочки с куском меха, 5) воздуходувка с универсальным электродвигателем, 6) соединительные провода, 7) спиртовка, 8) два острия из комплекта демонстрационных электрометров.
В начале опыта напоминают учащимся, что газы в естественном состоянии не проводят электричества. Для этого пластины раздвижного конденсатора соединяют с электрометром и заряжают его. Наблюдают, что заряд электрометра длительное время сохраняется неизменным.
После этого вносят в газовый промежуток между пластинами конденсатора пламя спички или спиртовки (рис. 15). Электрометр быстро разряжается. В продуктах сгорания образуется большое количество ионов, которые вызывают электропроводность воздуха.
2.
Оборудование: 1) конденсатор разборный на изолирующих штативах, 2) выпрямитель высоковольтный, 3) лампа неоновая ТН-20 на подставке с зажимами, 4) кольцо и муфта от штатива, 5) спиртовка, 6) дуговая лампа или осветитель для теневой проекции.
Если в ионизированном газе создать электрическое поле, то наряду с беспорядочным тепловым движением возникает направленное, упорядоченное движение ионов, т. е. электрический ток. При этом положительные ионы движутся в направлении поля, а отрицательные—в противоположную сторону.
Для обнаружения электрического тока в ионизированном воздухе собирают установку по рисунку 16. Пластины разборного конденсатора устанавливают на расстоянии приблизительно 10 см друг от друга и к ним через неоновую лампу на подставке подключают высоковольтный выпрямитель.
В начале опыта постепенно подают такое напряжение на пластины конденсатора, чтобы образовалось очень слабое свечение неоновой лампы, заметное лишь учителю. Обращают внимание учащихся, что ток в цепи лампой не обнаруживается.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.