10. А.Т. Глазунов и др. Методика преподавания физики в средней школе. Электродинамика нестационарных явлений. М.., «Просвещение», 1989.
1. Свечников А.А. Об измерении электрометром разности потенциалов. Ф/ш, 1980, № 6, с. 45.
2. Лернер Я.Ф. Электрометр как вольтметр. Ф/ш, 1983, № 6, с. 53.
3. Салтыков Е.И. Опыт по электростатике с пенопластовыми частицами. Ф/ш, 1988, № 5, с. 53.
4. Куреннева Т.В. Демонстрация зарядки и разрядки конденсатора. Ф/ш, 1993, № 1, с. 45.
5. Пулатов Ю. Задачи и упражнения, базирующие на демонстрационных опытах. Ф/ш, 1993, № 1, с.56.
6. Кононов В.М. Расчет сопротивления проводника при помощи демонстрационного омметра. Ф/ш, 1998, № 3, с. 20.
7. Саидхапов А.С., Талинов Ф.М. Исследование электрических свойств полупроводников. Ф/ш, 1998, № 6, с. 50.
8. Игнатовский П.И. Механическая модель электрического сопротивления проводников. Ф/ш, 1999, № 1, с. 36.
9. Конанов В.М. Выбор демонстрационных гальванометров при изучении физики. Ф/ш, 2000, № 2, с. 49.
10. Филиппова Л.В. Школьный демонстрационный омметр. Ф/ш, 2000, № 7, с. 59.
11. Гурьянов Г.А. Занимательная демонстрация по электростатике. Ф/ш, 2000, № 7, с. 67.
12. Тараненко В.И. Демонстрация электризации металлов. Ф/ш, 2000, № 7, с. 67.
Цели лабораторной работы№ 8
Познакомиться с требованиями различных программ базовой и профильной старшей школы по темам «Электрическое поле», «Законы постоянного тока», «Электрический ток в различных средах», с различными учебниками, с основной и дополнительной методической литературой.
Отработать умения проводить демонстрационные опыты и анализировать их с учётом основных методических требований.
ОПЫТ № 1
Оборудование: 1) весы чувствительные на штативе, 2) три одинаковых металлических шарика диаметром 20—22 мм: один — полый, легкий на тонком изолирующем стержне для закрепления на весах, другой — на изолирующем штативе, третий—на изолирующей ручке, 3) палочка из органического стекла или эбонитовая, 4) кусок меха, 5) линейка демонстрационная, 6) лапка и муфта от штатива.
Собирают установку с чувствительными весами по рисунку 1. На весах укрепляют легкий шарик, изготовленный из тонкой, металлической фольги в виде двух полусфер, спаянных вместе. Шарик насажен на тонкий изолирующий стержень из органического стекла. При этом небольшой конец стержня выступает снизу и позволяет точнее отмечать положение шарика по шкале демонстрационной линейки. Длина стержня выбрана так, чтобы расстояние от оси вращения рычага весов до центра шарика было равно 10 см, когда щарик закреплен на весах.
Другой шарик, как и первый, насаживается на стержень из органического стекла длиной 10 см, диаметром 3 мм и устанавливается на изолирующем штативе.
Для измерения расстояний между центрами шаров на штативе весов с помощью лапки закрепляется небольшая демонстрационная линейка с хорошо видимыми издали сантиметровыми делениями. В начале опыта ее следует расположить так, чтобы при равновесии весов указатель, выступающий снизу шарика, совпадал с нулевым делением шкалы.
После такой предварительной подготовки заряжают оба шарика наэлектризованной палочкой от электрофорной машины или от высоковольтного выпрямителя. Шарик на штативе располагают на расстоянии приблизительно 5—6 см от другого шарика и обращают внимание учащихся, что лесы при этом выходят из равновесия вследствие взаимного отталкивания одноименных зарядов.
Перемещая рейтер вдоль рычага, приводят весы в равновесие и по делениям шкалы весов определяют силу взаимодействия зарядов. Если шары заряжены хорошо, то положение рейтера весом 0,002 н будет почти на конце рычага, например на 28-м делении.
Затем уменьшают заряд одного из шариков в два раза, для чего касаются его незаряженным третьим шариком такого же размера на изолирующей ручке. И опять, перемещая рейтер по рычагу, добиваются равновесия весов. Оказывается, что и этом случае рейтер располагается на 14-м делении, т. е. сила будет в два раза меньше прежней. Повторяют опыт, уменьшая заряд в 4 раза, и наблюдают уменьшение силы тоже в 4 раза.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.