Оборудование: 1) электрометры—2 шт., 2) кондукторы шаровые— большой и малый. 3) конденсатор разборный, 4) столик из комплекта демонстрационных динамометров, 5) электрофорная машина или высоковольтный выпрямитель, 6) пробный шарик на изолирующей ручке, 7) штативы изолирующие, 8) эбонитовая или стеклянная палочки, 9) кусочек меха.
Для введения понятия об электроемкости удобно воспользоваться двумя электрометрами одинаковой чувствительности, предварительно проверенными и отрегулированными.
Опыт начинают с демонстрации одинаковой чувствительности электрометров. Их соединяют проводником и заряжают одновременно от наэлектризованной палочки. Затем на электрометры надевают шаровые кондукторы: на один—большой, а на другой—малый. Корпуса электрометров заземляют. При этом шар, стержень и стрелка электрометра образуют одну из обкладок конденсатора, а изолированный от них корпус электрометра и земля—другую.
Зарядив банки электрофорной машины (делают несколько оборотов дисков), быстро переносят от нее пробным шариком одинаковые заряды на шаровые кондукторы (рис. 4). Для этого достаточно по нескольку раз коснуться кондуктора машины пробным шариком и каждый раз вносить его внутрь шаров, касаясь их внутренней поверхности. Заряжать лучше сначала большой шар, а затем малый.
С увеличением заряда на шаре увеличивается и разность потенциалов, отмечаемая электрометром. Оказывается, что при одинаковых условиях для разных шаров эта разность потенциалов неодинаковая: один и тот же заряд сообщает большему шару меньшую разность потенциалов, следовательно, его емкость больше.
После этого демонстрируют зависимость емкости одного и того же шара от близости расположения других проводников. Для этого достаточно к заряженному шару медленно приближать или удалять руку и следить за изменениями показаний электрометра.
В этом опыте вместо шаров на электрометры можно поместить металлические диски: на один—большой (от разборного конденсатора), а на другой—малый (съемный столик из комплекта демонстрационных динамометров). Разность в емкости будет больше, и поэтому показания электрометров становятся более выразительными.
II.
Оборудование: 1) конденсатор разборный, 2) штативы изолирующие, 3) электрометр, 4) палочка эбонитовая или стеклянная с куском меха, 5) штатив универсальный, 6) провода соединительные, 7) линейка или метр демонстрационный.
Этот опыт должен служить экспериментальным обоснованием формулы плоского конденсатора: , где S - площадь одной из пластин, l - расстояние между пластинами (толщина диэлектрика), е—диэлектрическая проницаемость диэлектрика, заполняющего пространство между пластинами, e0 - электрическая постоянная.
Собирают установку по рисунку 5. С помощью уравнительных винтов на изолирующих штативах пластины конденсатора устанавливают параллельно друг другу и раздвигают на расстояние 2 - 3 см. К пластинам присоединяют электрометр.
Хорошо наэлектризованной палочкой заряжают пластину, соединенную со стержнем электрометра. Отклонение стрелки должно быть примерно до половины шкалы. Затем, не меняя расстояния между пластинами, сдвигают одну из них в сторону.
Обращают внимание учащихся на заметное увеличение показаний электрометра, что свидетельствует об уменьшении емкости конденсатора при уменьшении площади пластин, взаимно перекрывающих друг друга. Снова возвращают пластину на место и наблюдают уменьшение показаний электрометра: емкость конденсатора увеличилась до первоначального значения.
После этого демонстрируют зависимость емкости конденсатора от изменения расстояния между пластинами. Приближая или удаляя одну из пластин, следят за показаниями электрометра. Из наблюдений убеждаются, что емкость конденсатора изменяется обратно пропорционально расстоянию между пластинами.
Затем, оставив расстояние между пластинами неизменным, вносят в промежуток между ними диэлектрики с различными диэлектрическими проницаемостями, например - пластины из органического стекла или эбонита. Наблюдая за показаниями электрометра, делают вывод об изменении емкости конденсатора при изменении диэлектрика.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.