МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Практикум развития
практических навыков по физике
Составитель Н.П. Петровых, Л.В. Горбанева
ОСНОВЫ ДИНАМИКИ
Цель работы: познакомить студентов с содержанием раздела «Динамика», с требованиями различных программ для основной и старшей школы, с различными учебниками, с основной и дополнительной методической литературой. Научить проводить демонстрационные опыты по разделу анализировать их с учетом основных методических требований.
ЗАДАНИЯ
1. Познакомьтесь с содержанием темы и требованиями программ [1, 2]. Прочитайте учебный материал по учебникам основной школы и старшей школы [3, 4, 5, 6, 7]. Кратко запишите.
2. Выполните наиболее сложные программные опыты [1, 2]. Опишите их, сделайте рисунки, запишите результаты опытов, укажите наиболее наглядные и убедительные из них.
3. Проведите анализ одного-двух демонстрационных опытов. Для этого:
- укажите материал учебника, при изучении которого может быть использован данный демонстрационный опыт;
- определите его роль (источник знаний, средство физического доказательства, метод - путём обучения, средство наглядности, способ создания проблемной ситуации и др.);
- выделите этапы опыта, цель каждого из них;
- определите возможности опытов для формирования научного мировоззрения, физического мышления, политехнических знаний, развития интереса к физике;
- укажите технические трудности опытов, способы их преодоления. Запишите.
- укажите варианты опытов (из основной и дополнительной литературы);
4. Раскройте методику использования демонстрационных опытов при изучении одного из понятий: масса, сила, законы Ньютона [8, 9, 10]. Запишите.
Примечание:
Все задания, кроме опытов, выполняются студентом самостоятельно до занятия. На занятии студент проводит опыты и отчитывается по теории темы в соответствии с заданиями.
ВНИМАНИЕ ! ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ОПЫТОВ
СОБЛЮДАЙТЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ !
Схема отчёта по лабораторной работе
· название темы, краткое её содержание в основной и базовой школе;
· описание всех опытов с рисунками и результатами наблюдений, вычислений, графиками, таблицами и т. д.;
· научно-методический анализ одного из опыта;
· методику использования демонстрационного опыта при изучении одного из понятий темы;
· список основной и дополнительной литературы;
· краткое содержание выбранных Вами вариантов опытов из списка дополнительной литературы.
1. Примерная программа основного общего образования по физике. 7-9 классы. – Физика в школе. – 2004. – № 6, с.19.
2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по физике. Базовый уровень. 10-11 классы. – Физика в школе. – 2004. № 7, с.17. Профильный уровень. 10-11 классы. – Физика в школе. – 2004. – № 8, с.27.
3. Перышкин А.В. Физика 7 класс. Учебник. М., 1999.
4. Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. 1999.
5. Физика и астрономия. Учебник для 9 класса средней школы.
6. Мякишев, Г.Я., Буховцев, Б.Б., Сотский Н.Н. Физика. Учебник для 10 класса. – М., 2001.
7. Касьянов, В.А. Физика. Учебник 10 класса. – М., 2001.
8. Эвенчик Э.Е. и др. Методика преподавания физики в средней школе. Механика. М.: Просвещение, 1996.
9. Минькова Р.Д. и др. Преподавание физики в 9 классе. М.: Просвещение. 1993.
10. Методика преподавания физики в средней школе. Под ред. Каменецкого А.В. и др. М.: Просвещение, 1988.
11. Анциферов Л.И., Пищиков И.М. Практикум по методике и технике школьного физического эксперимента. М., ''Просвещение'', 1984.
12. Демонстрационные опыты по физике в 6-7 классах средней школы. /Под ред. А.А.Покровского. М., ''Просвещение'', 1970.
13. Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы. Т.I. М., ''Просвещение'', 1971.
1. Норбаев С.Демонстрация веса тела, движущегося с ускорением. Ф/ш., 1977, № 4, с.38
2. Усманов Я.С. Проверка второго закона Ньютона методом сравнения. Ф/ш.,1972, № 5.
3. Труфанов М.Н. и др. Демонстрация гравитационного взаимодействия тел. Ф/ш., 1980, № 3.
4. Малафеев Р.И. Демонстрации второго закона Ньютона. Ф/ш.,1981, № 4, с. 62
5. Климко Р.Е. Иллюстрация второго закона Ньютона (совет). Ф/ш., 1981, № 4, с. 96
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.