Ознакомление с содержанием раздела «Основы динамики» (Лабораторная работа № 2), страница 2

6.  Храмушин И.В. Демонстрация применимости законов динамики (совет). Ф/ш., 1984, № 4, с. 50

7.  Плотников Г.Н. Прибор для  демонстрации второго закона Ньютона. Ф/ш., 1984, № 4.

8.  Махлай В.Ф. Экспериментальная работа по определению массы тел. Ф/ш., 1986, № 5.

9.  Первак Г.И. Определение ускорения тела и проверка второго закона Ньютона (совет). Ф/ш., 1986,. № 5, с. 96

10.  Котов В.А. Об иллюстрации явления инерции. Ф/ш., 1987, № 4, с.83

11.  Минасян Д.М. Закон инерции и инерциальные системы отсчёта. 4-95-74

12.  Соловьянюк Г.М. Компенсация действий двух тел. Ф/ш., 1977, № 4, с. 28

13.  Юдичев А.Г. Изучение второго закона Ньютона. Ф/ш., 1984, № 4, с. 46

14.  Шилов В.Ф. Опыты с демонстрационными динамометрами. 7-9 класс. Базовый курс. Газ. Физика, 2000, № 31

ОПИСАНИЕ ОПЫТОВ

ОПЫТ № 1

ПРОЯВЛЕНИЕ ИНЕРЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

           Вариант А

Оборудование: тележка, брусок деревянный, небольшой мешок с песком.

Для проведения опыта пользуются тележкой с вертикально расположенным на ней бруском. Резким толчком тележку приводят в движение, при этом брусок опрокидывается. Вернув тележку в исходное положение, вновь устанавливают на ней брусок и плавно разгоняют вдоль стола. Натолкнувшись на препятствие, тележка останавливается, а стоящий на ней брусок падает вперед.

          Вариант Б

Оборудование: песок, тележка, платформа.

Около конца наклонной платформы располагают мешочек с песком. Тележку помещают на верхний конец платформы и отпускают. Скатываясь свободно вниз, тележка падает в песок и быстро останавливается. Насыпают песок на стол тонким слоем и снова пускают тележку с прежней высоты. Теперь она проходит до остановки еще большее расстояние. Следовательно, движение тележки сохраняется тем дольше, чем меньше препятствий она встречает на своем пути.

          Вариант В

Оборудование: шар, линейка.

Устанавливают на демонстрационном столе шар  и легким ударом деревянной линейки приводят его в движение вдоль стола. Шар движется по крышке стола прямолинейно и почти равномерно с некоторой скоростью. Наносят шару новый легкий удар в ту же сторону: шар, не меняя направления, начнет двигаться быстрее. Следующий удар шару наносят навстречу движения. В зависимости от силы последнего удара происходит или замедленное движение, или остановка шара, или изменение направления на противоположное.

Наконец, приведя шар в движение, наносят ему боковой удар и наблюдают изменение движения и величины скорости. Обращают внимание, что изменение скорости движения по величине и направлению происходит только в результате взаимодействия шара с другим телом (линейкой). После того, как действие других тел (линейки) на шар прекращается, шар сохраняет величину и направление приобретенной скорости, т.е. движется равномерно и прямолинейно.

Проделанные опыты позволяют сформулировать закон инерции: если на тело не действуют другие тела или действие других тел взаимно уравновешивается, то тело сохраняет состояние относительного покоя или равномерного и прямолинейного движения. Скорость тела изменяется только при взаимодействии с другим телом.

ОПЫТ № 2

                                    СРАВНЕНИЕ МАСС ТЕЛ.

Вариант А

Оборудование: прибор для взаимодействия тел (прибор Румянцева).

Перед демонстрацией опыта на проволоку надевают вначале два тела - ударник и шар (рис.1). Проволоку закрепляют и натягивают строго горизонтально. Сжимают и подводят к ударнику вплотную шар. Через несколько секунд  пружина автоматически распрямляется и тела,  отталкиваясь друг от друга, разлетаются с некоторыми скоростями в разные стороны.

Подбирают начальное положение ударника и шара на проволоке так, чтобы после взаимодействия они, пройдя определенный путь, остановились  одновременно около упоров. Последнее хорошо фиксируется по совпадению ударов тел о стойки, между которыми натянута проволока, что и демонстрируют учащимся.

Измеряют и записывают на доске расстояния, которые проходят ударник и шар за равные промежутки времени. Обращают внимание учащихся, что эти расстояния приблизительно пропорциональны скоростям, приобретаемых телами при их взаимодействии (точнее, изменениям скоростей, так как оба тела до взаимодействия находились в покое, трение не учитывается).

Следовательно, по пройденным расстояниям можно судить о величине приобретаемых телами скоростей. В результате скорости у взаимодействующих тел получаются другими, но их отношение остается  прежним.