Средневековая философия. Философия эпохи Возрождения

Страницы работы

Содержание работы

Тема 3. Средневековая философия. Философия эпохи Возрождения.

1.  Предпосылки зарождение христианской философии

2.  Основные философские проблемы средневековой философии

3.  Характерные черты эпохи Возрождения

Предпосылки зарождение христианской философии

          Средневековая философия принадлежит в основном эпохе феодализма (I-XI вв.). Не смотря на то, что средневековая философия является преемницей античной философии, этот способ философствования во многом отличался от античного, выработав свои собственные принципы. Выдающиеся философы этой эпохи: Ориген, Августин Блаженный, Ансельм, Фома Аквинский и др.

          Возникновение средневековой философии часто связывают с падением Римской империи. Однако в это время еще господствует греческая философия, с точки зрения которой началом всего является природа. Переход от одного типа мышления к другому не мог произойти быстро. Завоевание Рима не могло сразу изменить ни социальных отношений, ни внутреннего миропонимания людей, ни религиозных убеждений. Для формирования нового типа общества понадобился длительный период времени. В I-IV веках н.э. конкурируют между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников. В это же время формируются новые мысли, новая вера, которая позже составит основу философии эпохи средневековья.

Основные философские проблемы средневековой философии

          Средневековое мышление теоцентрично: Бог является реальностью, определяющей все сущее. Философия средних веков основывается на религии единобожия (монотеизма). В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа? Идея творения и идея откровения. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии, а идея откровения составляет фундамент учения о познании. Согласно христианским догматам Бог сотворил мир из ничего, воздействием своей воли. Мир поддерживается благодаря всемогуществу Бога. Такое мировоззрение называется креационизмом (creatе – творить, создавать). Идея творения позволяет говорить о сверхприродном начале. В отличие от античных богов, которые были родственны природе, христианский Бог стоит над природой. Активное творческое начало из природы, космоса передается Богу.

          Монистический принцип гласит: есть только одно абсолютное начало – Бог, а все остальное – его творение. Разница между богом и его творением огромна. Это две реальности различного ранга. Подлинным бытием обладает только Бог. Он вечен, неизменен, самотождественен, является источником всего сущего. В отличие от Бога сотворенный мир не обладает такой самостоятельностью, так как существует не благодаря себе, а благодаря другому. Отсюда непостоянство, изменчивость, преходящий характер всего, что встречается в мире человека. Бог сам по себе не доступен для познания, но он открывает себя человеку, например, в священных текстах. Поэтому толкование священных текстов и есть основной путь познания бога.

          Идеология средневековой философии сформировалась на стыке идей христианства и античной философии. Эти два противоположных учения создали достаточное сложное объединение. У греков понятие бытия было связано с идеей предела (пифагорейцы), единого (элеаты), то есть с определенностью и неделимостью. Беспредельное, делимое представлялось как несовершенное, хаос, небытие. В учении христианства бытие характеризуется как высшее начало, беспредельное всемогущество, которым обладает только Бог.

          Для средневековой философии характерны два основных течения: реалисты и номиналисты. Согласно учению реалистов подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы. Средневековые реалисты утверждали, что универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. Противоположную позицию занимали номиналисты. Термин «номинализм» происходит от латинского «nomen» – «имя». Согласно учению номиналистов общие понятия – это только имена. Они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются путем абстрагирования в уме признаков, общих для целого ряда вещей. Например, понятие «человек» получается путем отбрасывания всех признаков, характерных для каждого человека в отдельности, выделяя лишь те, которые являются общими для всех людей. Таким образом, согласно учению номиналистов универсалии существуют после вещей.

          Одной из основных форм развития философской мысли раннего средневековья была патристика (от лат. pater – отец) – философское учение «отцов церкви». Ярким представителем этого направления был Августин Блаженный. Обоснование христианства он попытался найти в философии Платона. Августин рассматривал два противоположных вида деятельности: «град земной», то есть государственная общность людей, и «град божий» – духовная общность. Августин, пытаясь объяснить внутренний мир личности, выдвигает рад серьезных проблем: свобода личности, насилие, самосознание личности, взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
43 Kb
Скачали:
0