Средневековая философия вошла в историю как схоластика, которая изначально опиралась на учения Августина Блаженного. Позднее схоластика определила себя как науку, господствовавшую в школьном преподавании. Термин «схоластика» происходит от греческого слова schole – «школа». «Схоластика» – значит «школьная философия». Систематизатором схоластики считается Фома Аквинский. Основной целью его учения была отработка догматов христианского вероучения в формах здравого смысла. Он опирался на философию Аристотеля, обосновал христианское понимание соотношения идеального и материального как соотношение формы (или порядка) и материи. Такое соотношение формы и материи, по мнению Ф. Аквинского рождает мир индивидуальных явлений. Душу человека он относил к форме, которая воплощается только при соединении с телом. Таким образом, Фома Аквинский попытался смягчить противостояние духа и материи, определив место материи в христианском учении.
В средние века новый взгляд на природу лишает ее самостоятельности. В связи с этим природа перестает быть важнейшим предметом познания, как это было в античности. Основное внимание теперь сосредотачивается на познании бога и человеческой души. Природные явления выступают в качестве символов, указывающих на другую, высшую реальность. Ни одно природное явление не открывает себя, каждое указывает на потусторонний смысл, каждое есть некий символ. Символическое истолкование природы мало способствовало ее научному познанию, и только в эпоху позднего средневековья усиливается интерес к природе как таковой, что позднее способствовало развитию таких наук как астрономия, физика, биология.
Характерные черты эпохи Возрождения
В конце XIV в.в. в Европе начинается разложение феодального общества, сопровождающееся появлением новых политических, экономических и культурных тенденций. Постепенно происходит освобождение от господства религии и церкви. Средневековая культура и образ жизни вытесняются возрожденной моделью античного типа культуры. Отсюда и название эпохи – Возрождение (франц. Ренессанс) Она длилась на протяжении XV – XVI вв. Центром философской мысли становится уже не бог, а человек. Теоцентризм сменяется антропоцентризмом.
В этот период центром притяжения интеллектуальных и духовных сил становится Италия. Философскую мысль эпохи определяют гуманистические направления. Это были кружки, возникавшие при дворцах государей или меценатов. Как правило, гуманисты были люди без ученых званий, объединившиеся не по сословному признаку, а по интересам. Гуманисты изучали греческие и латинские тексты. Основу их деятельности составляли исследования и переводы на национальные языки оригинальных работ античной классики.
Гуманизм способствовал этическим преобразованиям. В первую очередь меняется понимание человека. Отвергается предопределенность его судьбы, возрождается его природное, чувственное начало. Основание человеческого благородства гуманисты полагали не в сословной принадлежности, а в личности, ориентированной на открытости всем традициям. Союз разума и веры был разорван, что послужило переосмыслению роли религии и, как следствие, реформированию религии и церкви, получившему общее название протестантизма.
Земная жизнь со всеми ее плотскими радостями начинает цениться не менее небесной. Происходит обожествление человека-творца как существа, уподобляющегося Богу. Изменяется отношение к человеческой деятельности. Труд становится выше религиозного деяния. Переосмысляется и понимание Бога. Многие философы склоняются к пантеизму, согласно которому Бог не отрывается от природы, а сливается с ней. При этом Бог рассматривается как безличное духовное начало.
В эпоху Возрождения кардинально меняется картина мира благодаря открытиям Н. Коперника. Место геоцентрической системы заняла гелиоцентрическая, которая привела к разрушению иерархической структуры мироздания, основанной на Библии. Был провозглашен принцип самодвижения тел, а мир предстал как неизмеримая бесконечная сфера, где нет неба и земли. Обосновывается космический полицентризм и существование других миров (Д.Бруно).
Философию Возрождения можно разделить на два направления: первое – гуманистическое и антропоцентрическое, второе – натурфилософское. Смысл гуманистической антропологии состоит в том, чтобы земной мир представить обширным полем реальной человеческой деятельности. Творческим началом мира по-прежнему считается Бог, передавший в акте творения эту способность человеку. Поэтому смысл философии виделся в раскрытии гармонии единства Божественного и человеческого, а не в их противопоставлении. Под натурфилософией понималась не только философия природы, но познание законов универсума, противостоящее книжному знанию схоластики и теологическим построениям. Вместе с тем огромное значение придавалось изучению магии и алхимии. Происходило это потому, что востребованы были все идеи, способствующие открытию тайн природы. Кроме того, тексты этих авторов, представляющие собой синтез язычества, христианства и магии, фиксировали пути эволюции от мифологии к метафизике. Основными представителями эпохи Возрождения были Коллючо Салютати, Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Леон Батист Альберти, Лоренцо Валла, Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Пьетро Помпонацци и др.
В эпоху Возрождения происходит зарождение и развитие социальной философии. Это связано, прежде всего, с провозглашением необходимости укрепления централизованной светской политической власти, которая теперь ставится выше религиозной (Макиавелли, Боден). Выдвигаются теоретические модели идеального общества (Мор, Кампанелла).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.