Пусть случайные величины
и
имеют нормальное распределение. Пусть
- выборка значений случайной величины
, а
-
выборка значений случайной величины
. Допустим, что
и
известны.
Нужно проверить гипотезу о равенстве
.

Выберем заранее уровень значимости
.
Случайные величины
и
имеют нормальное распределение с параметрами
для
и
для
.
Рассмотрим их разность
,
которая также имеет нормальное распределение. Найдем его параметры:
![]()
Заметим, что если гипотеза
справедлива,
то ![]()
Найдем 
Рассмотрим случайную величину 
Очевидно, что случайная величина
имеет стандартное нормальное распределение
(только при условии справедливости
).
Найдем критические значения
и
, такие, что

Тогда нетрудно получить
.
Также нетрудно получить ![]()

Отсюда
. По этому числу
находится значение
.
В результате получится интервал
для принятия гипотезы
.
По выборочным данным находим значение 
Если
, то
принимается. В противном случае отвергается
в пользу принятия
.
Пусть случайные величины
и
имеют нормальное распределение. Все их
параметры неизвестны, но дисперсии этих случайных величин равны. Нужно
проверить гипотезу о равенстве математических ожиданий по выборкам
значений случайной величины
и
значений
случайной величины ![]()

Выберем заранее уровень значимости
. Построим случайную величину, имеющую
конкретное распределение.
В качестве оценки
, в
качестве
.
В качестве оценки
, а
.
Для
оценки
используем обе выборочные дисперсии
и
.
Такая
оценка найдена и в качестве оценки
выбирается

Известно,
что
имеет нормальное распределение с
параметрами
,
имеет
нормальное распределение с параметрами
.
имеет нормальное
распределение и
, а

Если гипотеза
верна,
то ![]()
Тогда случайная величина
имеет
стандартное нормальное распределение.
Случайные величины
и
обе имеют распределение
соответственно с
и
степенями свободы.
Тогда их сумма
также
имеет распределение
с
степенями
свободы.
Вначале преобразуем выражение для
:

По таблице распределения Стьюдента для числа
и числа степеней свободы
находим число
,
такое, что
. Тогда интервал
является
областью принятия гипотезы
. Затем по данным
выборкам вычисляем значение
: 
Если вычисленное значение
, то
гипотеза принимается с вероятностью
. В обратном случае
гипотеза отвергается.
Вероятность отклонения правильной гипотезы равна
.
Пример. Используется 2 разных метода изготовления изделия. Чтобы проверить, одинаково ли материалоемки эти методы, собраны статистические данные о расходе сырья для каждого метода. Получили следующие данные:
|
1-й |
2 |
2,7 |
2,5 |
2,9 |
2,3 |
2,6 |
|
2-й |
2,5 |
3,2 |
3,5 |
3,8 |
3,5 |
- |
Предполагая, что среднеквадратические отклонения обоих методов равны, проверить гипотезу о том, что материалоемкость обоих методов одинакова.
Выберем уровень значимости
.

Подсчитаем число степеней свободы:
![]()
По таблице распределения Стьюдента для 9 и 0,025
находим 
Это значит, что интервал
является
областью принятия гипотезы
.
По выборочным данным найдем:

Считаем
Очевидно, что
,
поэтому
отклоняется. Принимается гипотеза
. При этом можно сделать вывод о большей материалоемкости
второго метода.
Допустим, что случайные величины
и
обе
имеют нормальное распределение. Нужно по выборкам значений
для случайной величины
и
для
случайной величины
проверить гипотезу о равенстве
дисперсий этих распределений.

Выберем заранее уровень значимости
.
Найдем точечные оценки неизвестных дисперсий.
Пусть
и 
По нашей гипотезе
, т. е.
и
могут служить оценками для
. Известно, что случайные величины
и
обе
имеют распределение
соответственно с
и
степенями
свободы и являются независимыми случайными величинами.
Выберем наибольшее значение из
и
,
например,
.
Рассмотрим случайную величину
:
, которая имеет распределение Фишера с
степенями свободы.
Преобразуем выражение для
:
,
т. е.
,
поэтому можно было сразу находить несмещенные дисперсии по формуле:
и
.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.