Пусть случайные величины и имеют нормальное распределение. Пусть - выборка значений случайной величины , а - выборка значений случайной величины . Допустим, что и известны. Нужно проверить гипотезу о равенстве .
Выберем заранее уровень значимости .
Случайные величины и имеют нормальное распределение с параметрами для и для .
Рассмотрим их разность , которая также имеет нормальное распределение. Найдем его параметры:
Заметим, что если гипотеза справедлива, то
Найдем
Рассмотрим случайную величину
Очевидно, что случайная величина имеет стандартное нормальное распределение (только при условии справедливости ).
Найдем критические значения и , такие, что
Тогда нетрудно получить .
Также нетрудно получить
Отсюда . По этому числу находится значение .
В результате получится интервал для принятия гипотезы .
По выборочным данным находим значение
Если , то принимается. В противном случае отвергается в пользу принятия .
Пусть случайные величины и имеют нормальное распределение. Все их параметры неизвестны, но дисперсии этих случайных величин равны. Нужно проверить гипотезу о равенстве математических ожиданий по выборкам значений случайной величины и значений случайной величины
Выберем заранее уровень значимости . Построим случайную величину, имеющую конкретное распределение.
В качестве оценки , в качестве .
В качестве оценки , а .
Для оценки используем обе выборочные дисперсии и .
Такая оценка найдена и в качестве оценки выбирается
Известно, что имеет нормальное распределение с параметрами , имеет нормальное распределение с параметрами .
имеет нормальное распределение и , а
Если гипотеза верна, то
Тогда случайная величина имеет стандартное нормальное распределение.
Случайные величины и обе имеют распределение соответственно с и степенями свободы.
Тогда их сумма также имеет распределение с степенями свободы.
Вначале преобразуем выражение для :
По таблице распределения Стьюдента для числа и числа степеней свободы находим число , такое, что . Тогда интервал является областью принятия гипотезы . Затем по данным выборкам вычисляем значение :
Если вычисленное значение , то гипотеза принимается с вероятностью . В обратном случае гипотеза отвергается.
Вероятность отклонения правильной гипотезы равна .
Пример. Используется 2 разных метода изготовления изделия. Чтобы проверить, одинаково ли материалоемки эти методы, собраны статистические данные о расходе сырья для каждого метода. Получили следующие данные:
1-й |
2 |
2,7 |
2,5 |
2,9 |
2,3 |
2,6 |
2-й |
2,5 |
3,2 |
3,5 |
3,8 |
3,5 |
- |
Предполагая, что среднеквадратические отклонения обоих методов равны, проверить гипотезу о том, что материалоемкость обоих методов одинакова.
Выберем уровень значимости .
Подсчитаем число степеней свободы:
По таблице распределения Стьюдента для 9 и 0,025 находим
Это значит, что интервал является областью принятия гипотезы .
По выборочным данным найдем:
Считаем
Очевидно, что, поэтому отклоняется. Принимается гипотеза . При этом можно сделать вывод о большей материалоемкости второго метода.
Допустим, что случайные величины и обе имеют нормальное распределение. Нужно по выборкам значений для случайной величины и для случайной величины проверить гипотезу о равенстве дисперсий этих распределений.
Выберем заранее уровень значимости .
Найдем точечные оценки неизвестных дисперсий.
Пусть и
По нашей гипотезе , т. е. и могут служить оценками для . Известно, что случайные величины и обе имеют распределение соответственно с и степенями свободы и являются независимыми случайными величинами.
Выберем наибольшее значение из и , например, .
Рассмотрим случайную величину :
, которая имеет распределение Фишера с степенями свободы.
Преобразуем выражение для :
,
т. е. , поэтому можно было сразу находить несмещенные дисперсии по формуле:
и .
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.