(1)
где
принимает последовательные целые значения.
Конкретным примером могут служить возбужденные конфигурации
Для конфигураций типа содержащих
s-электрон, получается по два терма - одиночный и триплетный. Для конфигураций
это будут термы
и
, для
конфигураций
-
и
, для конфигураций
-
и
и т.д.
Отличие от случая спектров атомов щелочных металлов с одним электроном
в возбужденных состояниях состоит в том,
что вследствие наличия электрона ns вместо одного дублетного терма
получается два терма
и
-
одиночный и триплетный. В результате вместо одной системы термов - системы
дублетных термов - получается две: система синглетных термов и система
триплетных термов; к системе синглетных термов относится и основной терм
являющийся
первым членом последовательности
возбужденные термы
которой начинаются с
Для каждой системы термов – синглетной и триплетной –
при переходах между термами данной системы, допускаемых правилами отбора для
квантового числа l, возникают серии аналогичные сериям
атомов щелочных металлов. В результате получаются серии, соответствующие
синглетно-синглетным переходам, и серии, соответствующие триплетно-триплетным
переходам. Первые состоят из синглетов, вторые – из триплетов: мы имеем
синглетную систему переходов и триплетную систему переходов. Наряду с этим
возможны интеркомбинационные синглетно-триплетные переходы, связанные с
нарушением правила отбора для спинового квантового числа S и обусловленные
спин-орбитальным взаимодействием. С увеличением порядкового номера атома
спин-орбитальное взаимодействие увеличивается и соответственно растет как
интенсивность интеркомбинационных синглетно-триплетных переходов, так и
величина триплетного расщепления термов
(синглетные термы и триплетные
- термы не расщепляются). Для тяжелых
атомов расщепление термов достигает тысяч см-1 , а интенсивность
интеркомбинационных переходов становится сравнимой с интенсивностью переходов с
сохранением мультиплетности и для отдельных линий может быть даже больше (при
учете заселенности верхнего уровня).
Атом гелия отличается от всех остальных атомов с двумя внешними электронами тем, что он не имеет внутренних электронов и поэтому является двухэлектронной системой в чистом виде. Рассмотрение такой системы, наряду с одноэлектронной системой в чистом виде, какой является атом водорода, имеет большое значение. При переходе от атома водорода к атому гелия впервые приходится учитывать взаимодействие между двумя электронами. Рассмотрение этого взаимодействия является очень существенным для приближенного расчета многоэлектронных атомов, которых каждый электрон одновременно взаимодействует с двумя или более электронами.
Для атома гелия, в силу малости спин-орбитального взаимодействия, особенно отчетливо проявляется разделение переходов на синглетные и триплетные. Рассмотрим схему уровней атома гелия. Она приведена на диаграмме рис.1. В левой части диаграммы показаны синглетные термы, в правой – триплетные термы; для каждого уровня отмечено главное квантовое число n возбужденного электрона, другой электрон является электроном 1s.
Основной одиночный терм лежит очень глубоко по сравнению со всеми
остальными. Энергия возбуждения самого глубокого триплетного терма
составляет 19,82
при
энергии ионизации 24,59
, а энергия возбуждения
соответствующего синглетного терма
равна 20,61
. Физически это понятно, так как электрон
1s связан очень прочно, а электрон 2s гораздо слабее, и нужна большая энергия
порядка 20
, чтобы возбудить один из электронов 1s,
превратив заполненную оболочку гелия в незаполненную.
Разность -
одиночного
и триплетного термов, возникающих из одной и той же конфигурации 1s2s, равна
0,80
. Триплетный терм в соответствии с общим
правилом, лежит глубже одиночного. Это соблюдается и для всех остальных пар
термов гелия, возникающих из одной и той же конфигурации. Разность одиночных и
триплетных термов уменьшается при увеличении возбуждения. При этом для P
–термов она меньше, чем для S-термов, а для D - термов и
F-термов становится ничтожно малой, как показывают данные, приведенные в
таблице 1.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.