Совокупный спрос – сумма спросов на все конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке.В соответствии с распределением сов спроса по секторам экономики его можно подразделить на 4 группы:
1. потребление (сов спрос дом хоз-в) – С;
2. инвестиции (спрос на капитальное оборудование со стороны предпринимателей) - I;
3. гос закупки (спрос на товары и услуги со стороны гос-ва) - G;
4. чистый экспорт (разность между спросом иностранцев на отеч товары и отеч спросом на иностранные товары) - Xn. Т.о.,AD=C+I+G+Xn.
Кр сов спроса представляет собой кривую,кот показывает реальный объем товаров и услуг,кот потребители готовы приобрести при любом возможном уровне цен.Чем ниже этот уровень,тем большую часть реального объема ВНП(НД) приобретают потребители, и наоборот.Т.о.зависимость между уровнем цен и реальным ВНП(НД), на кот предъявлен спрос, явл-ся обратной, или отрицательной. Падающий хар-р кр спроса на рынке отд товара связан с принципом убывающей пред полезности, эффектами дохода и замещения. Но этого недостаточно для объяснения отриц наклона кривой сов спроса. Ценовый факторы, определяющие AD:
1. Эффект процентной ставки(эффект Кейнса): падающий хар-р кр сов спроса опред-ся воздействием изменяющегося уровня цен на процентную ставку.Повышение цен при неизменном объеме ден массы требует большого кол-ва наличных денег (т.е увелич спрос на деньги), что увелич цену за пользование деньгами(процент. ставку).Возросшая проц.ставка приводит к сокращению инвестиционных и потребит.расходов.Т.о.более высокий уровень цен, увеличивая проц.ставку и спрос на деньги, вызывает сокращение спроса на реальный объем ВНП.
2. Эффект богатства или реальных кассовых остатков(эффект Пигу):при более высоком уровне цен реальная покупат.способность накопленных финансовых активов(активов с фиксированной ден стоимостью), имеющихся у населения, снижается.Сл-но, население сокращает свои расходы, и наоборот.
3. Эффект импортных закупок: объемы экспорта и импорта зависят от соотношения цен внутри страны и за границей.При прочих равных условиях повышение уровня цен внутри страны вызывает рост импорта и снижение экспорта, что означает сокращение чистого экспорта.Т.о. эффект приводит к уменьшению сов спроса на отеч товары и услуги.И наоборот.
Благодаря этим 3м эффектам повышение уровня цен при прочих равных условиях приводит к снижению спроса на реальный объем пр-ва, а их снижение вызывает рост объемов выпуска нац продукта. Изменение в объеме сов спроса, вызванные изменениями в уровне цен, можно представить на гр как движение точек от одной до другой по кр сов спроса.
Если же прочие условия меняются, то изменяется и сам спрос. Эти условия – неценовые факторы сов спроса.В этом случае изменения в сов спросе выражаются в смещении кр AD вправо либо влево. Увеличение сов спроса отклоняет кривую вправо,т.е при разл уровне цен желаемы объем товаров и услуг увеличивается.И наоборот, уменьшение сдвигает кривую влево, люди будут покупать меньший объем продукта, чем прежде, при разл уровне цен. Неценовые факторы:
1. Изменения в потребит расходах,кот проходят под воздействием след факторов: а) изменение благосостояния потребителя(снижение покупат способности активов потребителей приводит к увеличению сбережений как ср-ву восстановления благосостояния и сокращению спроса.В рез-те AD смещается влево, и наоборот.) б) ожидание потребителя(сейчас тратят больше, зная, что потом доход возрастет, сбережения меньше) в) задолжности потребителя(высокий уровень задолжности сокращает расходы и спрос) г) налоги (снижение налогов – вправо, и наоборот)
2. Изменения в инвестиционных расходах фирм. Рост инвестиц.спроса приводит к увеличению сов спроса и смещает ADвправо, и наоборот. Характер инвест.расходов изм-ся под влиянием след факторов: а) изменений проц.ставки (увеличение приводит к уменьшению инвестиц.расходов и смещению сов спроса) б) изменений уровня ожидаемой прибыли от инвестиций. в) уровня налоговых ставок(рост налоговых ставок сокращает прибыль корпораций,сл-но, уменьшает инвестиц.расходы) г) наличия избыточных произв мощностей (увеличение их сдерживает спрос на новые инвестиции,сл-но, уменьшает сов спрос).
3. Изменения в гос расходах. Увеличение гос закупок товаров и услуг при данном уровне цен приводит к увеличению сов спроса до тех пор, пока налоговые сборы и проц.ставка остаются неизменными.И наоборот.
4. Изменения в расходах на чистый экспорт. Имеются ввиду изменения в чистом экспорте, вызванные не ценовыми, а др факторами.Рост чистого экспорта смещает AD вправо,т.к,во-первых, высокий уровень экспорта создает более высокий спрос на отеч товары за рубежом, во-вторых,сокращение импорта предполагает рост внутреннего спроса на отеч товары.
Есть 2 неценовых фактора, кот изменяют объём чистого экспорта: а) нац доходы др стран (увеличение НД др стран увеличивает спрос на отеч товары,сл-но, увеличивает сов спрос.И наоборот); б) валютные курсы (понижение курса нац валюты увеличивает экспорт и уменьшает импорт,сл-но, увеличивается чистый экспорт,кот приводит к росту сов спроса.И наоборот.)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.