2ой вид фискальной политики – недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Ограниченные возможности дискреционной фискальной политики адаптироваться к потребностям, вызванным новыми хоз пропорциями, делает необходимым дополнить ее иным видом фискальной политики, способной непрерывно корректировать налоговые поступления. Это осущ-ся автоматически с помощью так называемых встроенных стабилизаторов."Встроенный" (автоматический) стабилизатор - эк механизм, кот автоматически увеличивает бюдж.дефицит(или сокращает его полож сальдо) в период спада и увеличивает его полож сальдо(бюдж излишек) в период инфляции.. В кач-ве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Их суть закл-ся в увязке ставок налогов с величиной получаемого дохода. ПО мере увеличения НД в период подъема налоги автоматически возрастают и сдерживают эк подъем, ликвидируя дефицит гос бюджета и создавая бюдж излишек.И наоборот. Эта стабильность лишь сглаживает цикл.колебания в эк.
При осущ-нии фиск.политики возникает ряд проблем, препятствующих ее эффективному проведению: временной лаг , приоритеты и баланс целей, эффекты вытеснения, инфляции и чистого экспорта.
1.Требуется решение проблем времени:
а) временной лаг распознания – это тот промежуток времени, который проходит от начала спада или инфляции до осознания этого факта;
б) административная задержка – это период времени от момента признания необходимости принятия фискальных мер до момента принятия этих мер;
в) функциональное запаздывание – временной лаг между моментом принятия решений о фискальных мерах и временем, когда эти меры начнут оказывать влияние на доход и занятость.
2. Т.к. фиск.политика форм-ся на полит. арене, то её сложно исп-ть для целей стабилизации эк, т.к:
а) эк стабильность явл-ся не единственной целью правительства; оно решает еще ряд задач, в том числе по обеспечению населения соц благами и перераспределению доходов;
б) может сущ-ть предрасположенность в пользу бюдж дефицита,т.к. сокращение налогов и рост гос расходов очень популярны у населения;
в) в целях поддержки у избирателей полит деятели проводят и меры, дестабилизирующие экономику.
3. Проблема эффектов вытеснения, инфляции и чистого экспорта.
Сущность эф вытеснения: стимулирующая (дефицитная) фиск.политика имеет тенденцию к росту %ставки и сокращению инвестиций, ослабляя или полностью подрывая тем самым стимулирующий эффект(рис. б).Масштабы эф вытеснения различны:
1. В состоянии спада вытеснение будет незначительным,т.к стимулы, создаваемые увеличением госрасходов, могут улучшить ожидания прибыльности у частных предпринимателей, что является важным фактором кривой спроса на инвестиции. Если кр спроса сдвигается вправо, то инвестиции не будут падать при увеличении % ставки.
2. Рост предложения денег в целях уравновешивания вызванного дефицитом доп спроса на деньги приведет к неизменности % ставки, и эф вытеснения будет незначительным. Но если инвестиции сокращаются на такую же величину, на кот увеличились госрасходы, то фискальная политика будет полностью неэффективной.
Эффект чистого экспорта - мероприятия, действующие через международную торговлю и подрывающие эф-ть фискальной политики(рис г.).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.